FTD (19.12.2000)
Европейское сотрудничество в аэрокосмической сфере
Герхард Хегманн
Европейское сотрудничество в области гражданского и военного самолетостроения развивается. В четверг в Тулузе концерн ?Аэробус? собирается официально объявить о начале строительства самого большого самолета в мире ?A3XX?.
Планы сотрудничества в области ракетостроения, напротив, сворачиваются. Итальянский концерн Finmeccanica объявил, что запланированное слияние его дочерней компании Alenia Spazio с европейским авиакосмическим концерном Astrium не состоится. Об этом заявили представители европейского самолетостроительного концерна EADS, контролирующего 75% акций Astrium.
Отказ итальянцев от участия в совместном проекте c Astrium объясняется изменениями на европейском авиакосмическом рынке, произошедшими уже после заключения предварительного договора в 1998г. ?Все переговоры прекращены. Будут ли они возобновлены, не известно?, - заявил представитель EADS.
Созданный весной этого года авиакосмический концерн Astrium, годовой оборот которого составляет 2,2 млрд. евро, стал ответом Европы на деятельность американских компаний Boeing и Lockheed Martin. Подготовка по образованию концерна Astrium началась еще в 1998г. Тогда же было запланировано и слияние немецкой компании Dasa с британской Aerospace. Как утверждается, Италия сыграла большую роль в осуществлении этого проекта.
Сейчас, по мнению специалистов, итальянцы испугались, что в Astrium им будет отведена второстепенная роль, тем более что крупные французские авиакосмические проекты пока что не входят в Astrium. В настоящее время Alenia Spazio совместно с Astrium строит модуль ?Колумбус? для международной космической станции.
Несколько модулей для космической станции Alenia Spazio строит совместно с американским Boeing. Одновременно итальянцы стремятся укреплять сотрудничество с французским авиакосмическим концерном Alcatel. По словам представителя EADS, при осуществлении ряда европейских программ, например, при создании навигационной системы ?Галилео?, Alenia Spazio собирается продолжать сотрудничество с Astrium.
Представитель EADS заявил также о расширении сотрудничества с Россией. Соответствующий договор был подписан в понедельник в Париже в присутствии премьер-министров Франции и России Лионеля Жоспена и Михаила Касьянова.
Российские авиакосмические компании и собираются осуществлять совместную модернизацию истребителя МИГ-29. Возможности сотрудничества с русскими собирается изучить и Eurocopter, дочерняя компания EADS, занимающаяся производством вертолетов. Предполагается развивать сотрудничество и в области производства и продажи ракетоносителя ?Союз?.
?Аэробус? собирается также изучить возможности ?еще большей интеграции российской промышленности в будущие проекты концерна такие, как, например, строительство мегалайнера А3ХХ?.
Привлекая русских к программам ?Аэробуса?, европейцы рассчитывают заполучить в качестве клиента российский ?Аэрофлот?. Как было заявлено в Париже, ?Аэрофлот? собирается приобрести 30 самолетов ?Аэробус?. Европейцы хотят привлечь Россию и к транспортным программам ?Аэробуса?.