Соответствуют ли слова Владимира Путина его делам? Иногда, когда сравниваешь одно с другим, возникают сомнения.
Взять хотя бы недавние бодрые заявления российского президента об охране окружающей среды.
"Честно говоря, - заявил он в своем недавнем интервью канадским журналистам, сделанном перед отъездом в Оттаву, - меня всегда восхищали люди, посвятившие свои жизни решению экологических проблем. Я с изумлением следил за тем, как группа людей в маленькой лодке пытается противостоять огромному военному или промышленному кораблю. Должен сказать, что это может вызывать только чувство солидарности".
Он добавил, что, уйдя из политики, сам может стать активистом в области охраны окружающей среды.
Некоторые российские "зеленые" не уверены, что согласились бы принять его в свои ряды.
Одним из первых своих указов Путин упразднил Государственный комитет по охране окружающей среды, полунезависимый контрольный орган. Это ведомство присоединили к Министерству природных ресурсов, полномочия которого были расширены. Данное министерство выдает коммерческие лицензии горнодобывающим компаниям. Многие заявили, что президент назначает лису следить за курятником.
Пребывая у власти, Путин ничего не сделал для того, чтобы остановить преследования в отношении экологических активистов Александра Никитина и Григория Пасько, обвиняемых в измене Родине. Их вина заключалась в том, что они сообщили общественности, что российский флот сбрасывает в море радиоактивные отходы.
Тысячеликий
Не шутил ли Путин, бывший разведчик КГБ, когда признавался канадским журналистам в том, что он - тайный зеленый? Российские обозреватели так не думают: многие считают президента человеком с тысячью масок, хамелеоном, меняющим свою личину в зависимости от того, с кем он разговаривает.
"Он ведет себя, как профессиональный разведчик: говорит людям то, что они хотят услышать", - утверждает Андрей Пионтковский из московского Института стратегических исследований.
И похоже, эта тактика работает. Борцы за права человека обвиняют его в жестокостях, творящихся в Чечне, в затыкании рта оппозиционным СМИ, в подрыве демократии на местах. Но это не мешает ему поддерживать теплые отношения со многими мировыми лидерами, в частности, с премьер-министром Великобритании Тони Блэром.
"Он вербует западных лидеров точно так же, как раньше вербовал агентов в Восточной Германии, - говорит Пионтковский. - Именно этому его всегда учили".
Другие более снисходительны. Путин, говорят они, - это демократический лидер нового типа, он ищет компромисс и понимание, особенно, когда общается с иностранцами.
"Стиль Путина - искать точки соприкосновения с собеседником, - считает Сергей Марков. - Если в случае с канадскими журналистами это значит - превозносить зеленых, пусть так и будет".
Не забыты и другие западные ценности. Беседуя с иностранцами, которых беспокоит его преданность демократии, Путин точно знает, на какие кнопки нажимать. "Говоря об укреплении государства, мы не имеем в виду ограничение демократических свобод, - сообщил он канадским журналистам, - дело в том, что без адекватно развитых демократических учреждений... рыночная экономика развиваться не может".
Диктатура закона.
Подобные декларации вторят его предвыборному обещанию установить в России "диктатуру закона", вызвавшему понимание среди тех, кто ненавидел ?семейственность? и беззаконие ельцинских времен. Но некоторые его действия указывают на то, что неукоснительное следование букве закона обязательно далеко не для всех.
Например, российские законы во всей своей силе были применены в отношении Владимира Гусинского, владельца империи "Медиа-Мост", в состав которой входит крупнейший российский независимый телеканал НТВ. Магнат был арестован в Испании на прошлой неделе по запросу из Москвы и теперь ожидает своей экстрадиции. Его обвиняют в мошенничестве. В пятницу московская налоговая инспекция передала в суд дело о ликвидации "Медиа-Моста". Многие говорят, что кампания против Гусинского, чьи СМИ постоянно критиковали Кремль, ничто иное, как политическое возмездие.
Сравните эти действия с решением, принятым на прошлой неделе российской прокуратурой, об окончании расследования, в ходе которого предполагалось выяснить, давала ли одна швейцарская фирма взятки членам семьи Бориса Ельцина и Павлу Бородину, высокопоставленному чиновнику, бывшему управделами президента.
Прокуратура заявила, что в ходе продолжавшегося 26 месяцев расследования взаимоотношений швейцарской строительной компании Mabetex Project Engineering SA с ближайшим окружением Бориса Ельцина российским правоохранительных органам так и не удалось найти "никаких доказательств преступления". Компанию "Мабетекс" обвиняли в том, что она давала взятки Бородину и другим чиновникам, а в обмен получала контракты на реконструкцию Кремля.
Государственный прокурор Женевы Бернар Бертосса назвал решение России закрыть дело "исключительно политическим". Швейцарские власти заявили, что у них есть доказательства вины Бородина, и выдали ордер на его арест.
Некоторые наблюдатели считают, что то, как ведется дело "Мабетекса", свидетельствует о лживости заявлений Путина о диктатуре закона. В отношении Гусинского многие не хотят делать преждевременных заключений: по словам обозревателей, есть множество свидетельств того, что медиа-барон нарушал законы, и его дело следует рассматривать в установленном порядке.
Что касается демагогических заявлений Путина об охране окружающей среды, они свидетельствуют лишь о том, что он, как и многие западные лидеры, подбирает слова специально для тех, кто будет его слушать. "Не думаю, что он лицемерит больше других, - считает Сергей Марков из Института политических исследований. - Таковы уж политики".