При помощи вездесущей Америки и благосклонном невмешательстве Европейского союза поднимается заря новой эры в двух странах, являющихся неотъемлемой частью евро-атлантической системы: Грузии и Азербайджане.
При новых молодых лидерах в обеих странах наконец начинается то, что можно назвать пост-постсоветской эпохой. Она означает расчистку постсоветского мусора для строительства современных государственных институтов и необратимый переход на орбиту Запада через необходимые меры безопасности.
Грузия и Азербайджан являются единственным коридором для транзита на Запад энергоресурсов Каспия. Они также обеспечивают Соединенным Штатам и их европейским - натовским - союзникам доступ на Ближний Восток. Выполняя обе эти роли, Грузия и Азербайджан могут действовать только в тандеме, или вообще никак: они поднимаются и падают вместе.
Их успех дал бы возможность Казахстану и Туркменистану, где находятся самые крупные запасы каспийской энергии, экспортировать в Европу нефть и газ напрямую, а не через Россию, что, в свою очередь, помогло бы ослабить энергетическое давление России на Европейский союз. Таким образом, ставки в превращении Грузии и Азербайджана в полноценные государства, включенные в евро-атлантическую систему, высоки.
В настоящий момент Грузия особенно уязвима. Мирную смену лидера, которую внешний мир приветствовал как "революцию роз", Кремль воспринял с непримиримой враждебностью. Конечно, и к низложенному президенту Эдуарду Шеварднадзе Москва всегда относилась как к врагу. Но когда участники "революции роз" уже почти свергли Шеварднадзе после фальсифицированных ноябрьских выборов, Москва попыталась помочь ему. Используя коррумпированные кланы и организации, являющиеся ее пятой колонной, она надеялась, что ослабленного президента удастся сделать политическим заложником. Этот очевидный сценарий лишь подогрел движение протеста, которое в конце концов вынудило Шеварднадзе уйти.
Недовольная Москва ответила, пригласив вождей трех регионов Грузии, где присутствуют сепаратистские настроения, в российскую столицу на недельную конференцию и официальные встречи. Мероприятие было задумано для того, чтобы шантажировать новых тбилисских лидеров отделением от Грузии Абхазии и Южной Осетии и дать им понять, что и Аджария может отделиться.
Во всех трех регионах расквартированы российские войска. На недавнем совещании ОБСЕ Россия открыто отказалась от своих международных обязательств закрыть военные базы в Грузии. Сегодня Россия требует договора о продлении их пребывания на 11 лет, а поскольку Грузия не намерена уступать, Россия приостановила официальные переговоры.
Тем временем Москва использует диктатора Аджарии Аслана Абашидзе в надежде сорвать проведение законных выборов в Грузии. Более масштабная цель заключается в том, чтобы помешать консолидации законной власти и сохранить нестабильность в стране. Абашидзе грозит тем, что заставит своих подданных бойкотировать выборы, грозит даже выходом из состава Грузии, если новое тбилисское руководство не признает результаты столь же грязных выборов в Аджарии и не даст Абашидзе непропорционально большие полномочия в центральном правительстве.
Кремль хотел именно такой сделки между Шеварднадзе и Абашидзе. Именно в Аджарии имели место самые серьезные фальсификации результатов ноябрьских выборов, исказившие результаты в целом по стране.
Начиная строительство современного государства, новое руководство Грузии сталкивается с сопротивлением глубоко укоренившихся клановых структур, пользующихся институциональным вакуумом. Некоторые из них готовы работать с Россией, стремясь навечно сохранить неблагополучие и коррупцию в Грузии.
Это не только политическая и правовая проблема, она порождает проблемы национальной и региональной безопасности. Михаил Саакашвили и другие лидеры посылают Москве примиренческие сигналы, но она стремится обострить проблемы, связанные со сменой грузинского президента.
В Азербайджане недавно умершему президенту Гейдару Алиеву удалось создать и сохранить эффективную систему центральной власти, основанную, однако, не на институтах, а на личном правлении и умелом манипулировании различными группировками. Опираясь на эту базу, президент передал власть своему сыну Ильхаму Алиеву, которому на президентских выборах отдало явное предпочтение большинство избирателей.
Льстецы, которые преувеличили его перевес, оказали своей стране самую плохую услугу. Новый президент Ильхам Алиев говорил мне и другим недавним гостям, что он понимает: для сохранения стабильности и международного доверия он должен перейти от межклановых договоренностей и контролируемых выборов к строительству институтов современного государства.
Как и в случае с Грузией, Кремль стремится усложнить жизнь руководству Азербайджана, играя на поле национального конфликта - на сей раз на карабахской проблеме. Цель - замедлить прозападное развитие Азербайджана и удержать Армению в орбите России, разворачивая перед обеими странами перспективу гарантированного урегулирования конфликта при российском посредничестве. Президент Путин надеется создать такую модель в Молдове, а затем использовать ее как прецедент в Грузии и при решении карабахской проблемы.
Принимая во внимание то, что поставлено на кон, западные страны должны вмешаться и облегчить Грузии и Азербайджану переходный период. Хотя перемены на высшем уровне знаменуют собой начало пост-постсоветской эпохи, осязаемым подтверждением должно стать завершение строительства нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан и газопровода Баку - Тбилиси - Эрзурум. Это означает завершение строительства нефтепровода к 2005 году и начало активного строительства газопровода в 2004 году.
В настоящий момент проблемы внешней и внутренней безопасности являются самым насущным приоритетом в Грузии и в каспийском секторе Азербайджана. Визит в Грузию и Азербайджан американского министра обороны Дональда Рамсфельда, состоявшийся на прошлой неделе, свидетельствует об уровне заинтересованности США и подтверждает членство этих двух стран в антитеррористической коалиции.
Сейчас идут дискуссии о долгосрочном использовании азербайджанских аэродромов американскими войсками, ведущими антитеррористические операции на Ближнем Востоке. Первой реакцией Москвы были громкие возражения. Если позиция не изменится, это будет подтверждением того, что Путин не является членом антитеррористической коалиции.
В Грузии, если новые лидеры победят на выборах, Америка должна продлить действие уже завершенной программы по обучению и оснащению грузинской армии.
Новые лидеры Грузии и Азербайджана вновь подтвердили желание своих стран вступить в НАТО. Они надеются, что их желание будет официально признано на саммите в Стамбуле в июне 2004 года. Это будет правильное место и время для политических деклараций такого рода и выработки плана действий для Грузии и Азербайджана.
Европейский союз может сыграть уникальную роль в создании гражданского общества в этих странах. ЕС должен включить Грузию и Азербайджан в инициативы проекта "The Wider Europe". "Нет" председателя Еврокомиссии Романо Проди не должно стать окончательным ответом.
И конечно, страны Западной Европы, являющиеся членами НАТО и ЕС, не должны ратифицировать Договор об обычных вооруженных силах в Европе, не добившись от России выполнения обязательств по отводу войск с южного фланга.