Споры вокруг проекта по добыче природного газа на Сахалине: Россия хочет вытеснить когда-то желанных инвесторов
Кто считал, что ренационализация российского нефтяного концерна ЮКОС останется исключением, тому сейчас придется изменить мнение. На дальневосточном острове Сахалин голландско-британский концерн Shell может понести миллиардные убытки. Оказывая на концерн массированное политическое давление, его пытаются вынудить расстаться с контрольным пакетом акций крупнейшего в мире проекта по добыче природного газа "Сахалин-2", передав его государственному "Газпрому".
Мнимые грехи перед окружающей средой
Игры вокруг "Сахалина-2" начались в сентябре, когда российское министерство природных ресурсов впервые пригрозило Shell лишить компанию права на реализацию проекта по добыче и сжижению газа. Причина: министерство, прежде ни разу не проявившее бескомпромиссности в вопросах охраны природы, вдруг воспылало любовью к серым китам. В этом регионе находятся места их кормежки. С того времени министерство выявило новые случаи нанесения концерном Shell ущерба окружающей среде, оценив общий урон в 30 млрд долларов. В свете этого в конце прошлой недели Shell объявил о своей готовности уступить "Газпрому" контрольный пакет в проекте "Сахалине-2".
"Газпром" вовсе не превратился в "Гринпис". Речь идет скорее о 500 млрд кубометров природного газа и инвестициях в размере 22 млрд долларов. Кроме того, наряду с "Сахалином-2", в резерве имеются и другие проекты, реализуемые в основном западными энергетическими концернами. С "Газпромом" по поводу права собственности спорят также американский концерн Exxon Mobile и британский ВР. Новые требования российского министерства природных ресурсов включают в себя остановку проекта "Сахалин-1" и затрагивают интересы Exxon Mobile.
Сейчас британско-российскому совместному предприятию ТНК-ВР угрожают дополнительными налоговыми требованиями, исчисляемые миллиардами. В этом случае речь идет о Ковыткинском газовом месторождении в Восточной Сибири, в разработке которого хочет участвовать "Газпром". Все три случая - это так называемые Соглашения о разделе продукции (СРП). В 1990-е годы лицензии на добычу природных ресурсов на выгодных условиях получили Shell, Exxon Mobile и ВР.
В то время Россия не имели ни финансовых, ни технологических возможностей разрабатывать свои северные нефтяные и газовые месторождения. Поэтому российское правительство открыло богатым иностранным концернам доступ к этим ресурсам. Принцип СПР заключался в том, что предприятия практически освобождались от налогов, при этом они должны были вкладывать свои деньги в освоение месторождений и после того, как вложенные средства окупятся, начать делиться доходами с российским государством. Однако до сих пор объемы прибылей были незначительными. Российский государственный бюджет получил всего лишь 407 млн долларов. Все возрастающие издержки оставили государство с пустыми руками. Один только проект "Сахалин-2" потребовал почти вдвое больших расходов, чем предполагала первоначальная калькуляция.
Обман доверия
Когда заключались соглашения, цена на нефть составляла 15 долларов за баррель, сегодня она превышает 60 долларов. С возросшей самоуверенностью великой энергетической державы Россия решилась сейчас на пересмотр СПР и делает это с присущей ей дикостью. Российской элите плевать на обязательства по договорам. Она хочет превратить СРП в "национальные проекты", говорится в Кремле. Британская газета Times, напротив, озаглавила свою статью "Договор есть договор" и предупредила о возможной утрате репутации, которую вызовет обман доверия.
Вряд ли можно надеяться, что это произведет впечатление на "Газпром". Российский газовый монополист, контролируемый государством, хочет поскорее получить свою долю, которая - как и в случае с "Сахалином-2" - по возможности должна быть не меньше 50%. Кроме того, российский вице-премьер Дмитрий Медведев, который одновременно является председателем совета директоров "Газпрома", заявил по этому поводу, что его предприятие не готово заплатить за нее "любую цену". Другими словами, от Shell требуют скидки.