Мораторий на смертную казнь: это большой успех Италии, отважной крестной матери и спонсора долгого сражения в ООН? Все зависит от точки зрения. "Италии сегодня нечем гордиться, - говорит Джон Болтон, бывший постоянный представитель США при ООН и кандидат на Нобелевскую премию мира в 2006 году. - Переносить в ООН кампанию за всеобщий мораторий на смертную казнь - серьезная ошибка".
Этот сильный тезис Джон Болтон ("ястреб" из администрации Буша, вынужденный покинуть ООН в декабре 2006 года, после того как демократическое большинство в Сенате заблокировало продление его мандата) излагает в своей новой, вызывающей споры книге "Капитуляция - не выход", в которой он рассказывает про 16 бурных месяцев, проведенных им в Организации Объединенных Наций.
- Почему это стало ошибкой?
- Потому что смертная казнь - это не дело Генеральной Ассамблеи ООН. Речь идет о вопросе национальном, а не международном, который должен решаться свободно и самостоятельно каждым отдельным государством.
- Но и Верховный суд США решил пересмотреть вопрос о смертной казни. В понедельник Нью-Джерси стал первым американским штатом, в котором смертная казнь оказалась под запретом.
- У нас в Соединенных Штатах проходят демократические дебаты по вопросу о смертной казни. Некоторые выступают против, другие за, как я, поскольку я верю в ее эффективность в плане профилактики и наказания. Но предоставьте возможность принимать решения американцам, а не интеллектуальным элитам европейских столиц.
- Почему же, вопреки своему обыкновению, Соединенные Штаты решили не проявлять активность по данному вопросу?
- Понятия не имею, но могу вас заверить: если бы я был послом, моя страна повысила бы голос. Я разочарован прежде всего отношением генерального секретаря ООН Пан Ги Муна.
- Что вы имеете в виду?
- Сразу же после казни Саддама Хусейна Пан Ги Мун заявил, что решение использовать или не использовать плаху каждое государство принимает самостоятельно. И это вызывало громкий протест со стороны пресловутых элит, которые в последнее десятилетие сумели навязать комиссии ООН по правам человека резолюции, касающиеся смертной казни. Но эта организация впоследствии была распущена, поскольку не имела ничего общего с правами человека.
- И что Пан Ги Мун?
- Международные элиты убедили его, что ООН - противница смертной казни, и обвинили в отступлении от обязательства своего предшественника Кофи Аннана, который с самого начала был откровенным аболиционистом. Под давлением этих нападок Пан Ги Мун был вынужден пойти на попятный.
- По вашему мнению, генеральный секретарь должен был блокировать мораторий?
- Истинное противоречие касается не моратория, а роли, которую ООН и, самое главное, ее генеральный секретарь взяли на себя в этих дебатах. Объединенные Нации не могут иметь официальной и законной позиции по вопросу внутренней политики, который расколол ООН надвое и по которому отсутствует консенсус.
- Что же теперь будет?
- Многие суверенные государства, включая Америку, не будут сильно переживать, что ООН заставила их против желания проглотить эту жабу. Но настаивать на том, что генеральный секретарь должен присоединяться к позиции большинства государств, - это рецепт будущей катастрофы.