19 декабря 2008 г.

Дэвид Браун | The Washington Post

Окаменелости позволяют утверждать, что самцы динозавров были домоседами

Команда ученых под руководством Дэвида Варикьо из Государственного университета Монтаны провела анализ ископаемых остатков динозавров, результаты которого опубликованы в сегодняшнем выпуске Science. Как сообщает The Washington Post, специалисты пришли к выводу, что самцы по крайней мере трех видов плотоядных динозавров участвовали в высиживании яиц и воспитании детенышей. Это открытие может существенным образом повлиять на наше представление о динозаврах, пишет издание.

В ходе научной работы стала очевидна корреляция полученных данных с фактами, известными орнитологам: "самцы более 90% видов птиц принимают участие в защите и добыче корма для потомства", в то время как среди млекопитающих таких лишь 5%.

Сравнив отношение массы тела к весу яиц в кладке у динозавров и у птиц, их ближайших родственников среди современной фауны, ученые установили, что из существующих ныне видов птиц к динозаврам ближе всего стоят так называемые примитивные (страус обыкновенный, нанду и эму), у которых высиживанием яиц занимаются в основном самцы, говорится в статье.

Анализ костей ног, найденных в гнездах, подтвердил догадку: большая часть окаменелостей принадлежит мужским особям.

В чем эволюционное преимущество такой модели, до конца неясно, пишет корреспондент, однако у палеонтолога Фрэнки Джексон есть на этот счет теория: чтобы производить крупные кладки, самкам необходимо было большое количество пищи (и прежде всего - богатой кальцием). В то время как самец сидел на яйцах, женские особи добывали себе пропитание и, возможно, спаривались с другими самцами, поясняет исследовательница.

Гипотеза Джексон показалась "убедительной" известному палеонтологу Джеку Хорнеру, в свое время обнаружившему первую ископаемую кладку яиц динозавров в Западном полушарии. Мэри Хигби Швайцер из Государственного университета Северной Каролины назвала ее "интригующей", однако предостерегла от экстраполяции полученных данных на всех динозавров, подытоживает Дэвид Браун.

Источник: The Washington Post