Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
19 февраля 2002 г.

Космонавты по-прежнему бодры. Как бы ни затягивалось их многомесячное пребывание на орбите, у них всегда прекрасное настроение, они полны оптимизма и готовы работать. Пусть еще не раз отключится генератор кислорода, выйдет из строя система охлаждения ? ничто не остановит настоящего героя космоса. Даже если на орбитальной станции случится пожар или потерявший при стыковке управление транспортный корабль повредит внешнюю оболочку, настоящий космонавт не растеряется.

Не испытывать никаких эмоций. По меньшей мере, не выдавать их психологам, что внизу, в центре управления полетом. Возможные признаки напряженности, беспокойства, досады, забывчивости, потери концентрации, замедленности действий или утомления? Ни следа.

По крайней мере, именно так ? беззаботно ? характеризовали в заполняемой еженедельно анкете свое душевное состояние восемь российских космонавтов и пять американских астронавтов во время совместных полетов на теперь уже спущенной с орбиты космической станции "Мир".

Теперь американо-российская исследовательская группа под руководством Ника Канаса из Калифорнийского университета в Сан-Франциско и Вячеслава Сальницкого из Института медикобиологических проблем в Москве задним числом исследовала их ответы на предмет определения возможных признаков астении (Psychosomatic Medicine, Vol. 63).

Этого психофизиологического синдрома слабости, проявляющегося, в частности, как разновидность космического помешательства, опасались, прежде всего, представители российской космической медицины. После продолжительного пребывания на орбите в течение одного-двух месяцев они отмечали у некоторых космонавтов характерные признаки: утомляемость, снижение работоспособности, нарушение сна, повышенную предрасположенность к стрессу, тахикардию, потливость, нарушение внимания и гиперчувствительность по отношению к яркому свету и громким шумам, проявляющуюся в виде повышенной раздражительности.

Один космонавт со станции "Салют-7" был даже раньше времени отправлен на землю, так как он страдал не только крайней потерей сил, но и вообразил у себя воспаление простаты, и поэтому очень беспокоился о своей потенции. Один из членов экипажа станции "Мир" жаловался на боли диффузного характера и аритмию как следствие стресса после того, как ему изменили обычную ежедневную рабочую программу; медики с земли прописали ему успокоительное. Но в анкетах членов российско-американского экипажа не было найдено даже самого незначительного признака такого рода состояний.

Ни на одном этапе пребывания на орбите обитатели станции "Мир" не отмечали в своей внутренней жизни никаких указаний на эмоциональный стресс и психическое истощение, тогда как во время пребывания на земле, как до, так и после полета, такие вещи случались. Наоборот: при наличии подозрительных симптомов космонавты ставили в анкете крестике в графах "совсем отсутствуют" или, в крайнем случае, "незначительные".

Но как раз это и настораживает ученых. Они осторожно отмечают, что космонавты оценивают свое настроение на орбите, пожалуй, несколько преувеличенно ? кто же захочет выглядеть в глазах своих работодателей чувствительной особой и, возможно, больше не рассматриваться в качестве кандидата для предстоящих полетов. Поэтому Канас и Сальницкий хотят в будущем использовать при исследовании состояния космонавтов объективные методы, не поддающиеся фальсификации.

Источник: Frankfurter Rundschau


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru