Спиралевидное офисное здание высотой в 77 этажей, известное как "Газпром-сити", - это демонстрация силы богатейшей российской компании. Проект этой башни из стекла, напоминающей трепещущее газовое пламя, является символом резкого подъема, который России обеспечила энергетика.
Но небоскреб высотой более 300 метров, который планируется построить над Невой напротив бело-голубого Смольного собора, будет нависать над барочным городским ландшафтом, над прославленным музеем Эрмитажем, Петропавловским собором и десятками других исторических памятников.
Проект вызвал вспышку ожесточенных споров, касающихся не только проблемы сохранения архитектурных памятников под напором корпораций, не только уживания современности и старого города, но и вопроса о власти и привилегиях в сегодняшней России.
Партия "Яблоко", активно выступавшая против строительства "Газпром-сити", была снята с местных выборов. Основанием послужило то, что в собранных партией подписях допущено слишком много ошибок. Лидеры партии заявили, что их не допустили к выборам в наказание за противодействие губернатору Валентине Матвиенко, защитнице "Газпрома" и соратнице президента Владимира Путина.
Государственная энергетическая компания "Газпром" называет свой проект стимулом для развития второго по величине города России, который слишком долго считали бедным родственником Москвы. Создатели проекта также утверждают, что башня соответствует архитектурному наследию города: она поразительна, но гармонична.
"Мне кажется, что действительно особые здания в этом городе разрывают горизонтальное измерение", - заявил Тони Кеттл, главный архитектор проекта из британской архитектурной фирмы RMJM. Имея в виду Петропавловский собор, также расположенный на берегу реки, он говорит: "Я хотел продолжить эту традицию".
Однако критики называют любое сравнение башни с собором лицемерием и глупостью, а небоскреб считают памятником самолюбию "Газпрома".
"Этот город - дар истории, сочетание архитектурных ансамблей, - объясняет Дмитрий Бутырин, председатель Совета по охране культурного наследия Союза архитекторов Петербурга. - А ему угрожает дикий капитал, который хочет построить современное чудовище".
Критикуют оппоненты и финансирование проекта, обвиняя "Газпром" в том, что компания полюбовно добилась снижения налогов со стороны местных властей.
За 10 лет "Газпромнефть", дочерняя нефтяная компания "Газпрома", получит налоговый вычет на сумму 2,2 млрд долларов, чтобы снизить издержки на строительство многофункционального комплекса. Здесь будет размещаться высшее руководство "Газпрома". Город не будет иметь прямой доли в комплексе, но рассчитывает на значительные налоговые поступления, пока "Газпромнефть" будет располагаться в Петербурге, а цены на нефть останутся высокими.
"В Санкт-Петербурге 800 тыс. человек до сих пор живут в коммунальных квартирах, и жадность "Газпрома" оправдать невозможно, - говорит Татьяна Лиханова, местная правозащитница и журналистка. - "Газпром" заявляет, что частичный перевод сюда компании - это подарок городу. Но подарок в действительности делают петербуржцы, которые будут это оплачивать".
"Газпром-сити" вызывает споры с того момента, как компания объявила конкурс проектов многоэтажного центра, который разместится на участке 165 акров, который сейчас занимает ряд зловещего вида зданий. Противники подобного строительства уже сорвали несколько попыток по созданию небоскребов в центре Санкт-Петербурга. Но до сих пор строительством не занимался "Газпром", левиафан стоимостью в 250 млрд долларов, во главе которого стоит Дмитрий Медведев - первый вице-премьер и уроженец Санкт-Петербурга.
Петербургские архитекторы отказались участвовать в конкурсе или входить в жюри, которое оценивало проекты, представленные шестью международными фирмами. 1 декабря победителем был назван проект RMJM. Однако еще до этого архитекторы Норман Фостер, Рафаэль Виньоли и Кисе Курокава вышли из состава жюри, заявив, что многоэтажная башня не соответствует характеру города.
"Я предлагаю ограничить высоту нового здания "Газпром-сити" 50-100 метрами, - заявил Курокава. - Я категорически отвергаю все представленные на конкурс проекты".
Кеттл, главный архитектор проекта, заявил, что башня средних размеров будет смотреться не лучше уродливого пня. Лучше пронзить небо, считает он, чем уткнуться в него.
Сторонники и критики проекта расходятся в том, является ли место впадения в Неву реки Охты историческим центром города, и в том, будет ли здание видно, например, с Дворцовой площади возле Эрмитажа.
"С центральных точек, с Дворцовой площади например, вообще не будет видно этой башни, - заявил в интервью радио "Эхо Москвы" пресс-секретарь "Газпрома" Сергей Куприянов, утверждающий, что это место находится за пределами исторического центра. - Город не должен превращаться в музей. Город должен развиваться".
"Если встать лицом к стене Эрмитажа, может быть, видно ее и не будет, - сказал в интервью Михаил Амосов, депутат "Яблока" в местном парламенте и председатель Комиссии по градостроительной политике и землепользованию. - Это одно из старейших мест в городе. Еще до того, как Петр Великий основал Санкт-Петербург, там находилась шведская крепость".
Согласно действующему высотному регламенту для этого участка максимальная высота зданий ограничена 48 метрами, однако городские власти дают понять, что эти правила будут изменены после мартовских выборов.
В январе в городе побывала делегация ЮНЕСКО, которая относит Санкт-Петербург к объектам мирового наследия, и выступила категорически против проекта в его нынешнем виде.
"Санкт-Петербург - горизонтальный город, - говорит Франческо Бандарин, директор Центра мирового наследия ЮНЕСКО. - Архитектурные решения, нарушающие исторический облик города, неприемлемы".
Кеттл, впервые посетивший Петербург 12 лет назад в составе комиссии ЮНЕСКО, заявил, что собирается обсудить свой взгляд с организацией.
Наиболее влиятельный петербуржец Владимир Путин на недавней пресс-конференции на вопрос о том, что он думает по поводу этого проекта, ответил с нехарактерной для него расплывчатостью. Он сказал, что многие здания в этом районе построены плохо, и отметил необходимость развития.
"Понимаю озабоченность тех, кто говорит о том, что это очень близко к историческому центру, - заявил Путин. - В целом я, конечно, разделяю эти озабоченности... А вот где их (эти здания) делать - это решение... должно быть принято на уровне городских властей. Не нужно эти решения на меня перекладывать, у меня своих проблем хватает".