Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
19 февраля 2007 г.

Андерс Аслунд | The Washington Post

Жесткое выступление с целью остаться у власти

Недавно в Мюнхене Владимир Путин откровенно высказал свои мысли, разразившись антиамериканской тирадой. Он обвинил Соединенные Штаты в том, что их политика "перешагнула свои национальные границы во всех сферах: и в экономике, и в политике, и в гуманитарной сфере - и навязывается другим государствам. Ну кому это понравится?" Учитывая трудности США в Ираке, естественно, что российский президент решил сыграть на американских неудачах. Но его речь не менее примечательна тем, что она говорит о внутренней политике.

Безусловно, Путин чувствует себя на гребне волны. Российская экономика переживает подъем. Поразительно, но за последние семь лет ВВП России вырос на 500% (в нынешних долларах - с 200 млрд в 1999 году до 1 трлн в прошлом). Мир отчаянно нуждается в российских нефти и газе, а Путин остается удивительно популярен на родине. Определенно, преемника он выберет по своему усмотрению. Можно лишь поражаться, сколь искусно он провел пресс-конференцию продолжительностью три с половиной часа: подробно отвечал на вопросы, чередуя обаяние с воинственностью.

Несмотря на все это, Путин оказался в безвыходном положении - подходит к концу второй срок его полномочий, последний, разрешенный Конституцией РФ. Путин говорит на языке современного лидера, который старается восстановить свою страну, но на деле он и его соратники думают о наживе. На президентском посту он подрывал демократию, права собственности, свободную прессу и верховенство закона, прибрав к рукам ЮКОС (и бросив его владельца в сибирскую тюрьму), а затем и другие крупные компания. Теперь ему и его соратникам необходимо как-то удержать власть - если не смогут обеспечить переход власти к нужному человеку, они потеряют все.

Поразительно, до какой степени путинский режим попустительствует коррупции. Например, недавно швейцарский суд установил, что министр связи Леонид Рейман, близкий друг Путина, владеет активами в сфере телекоммуникаций в России на сумму свыше миллиарда долларов. Однако в крупных российских СМИ об этом не сообщалось, Рейман остается на своем посту, не представив никаких объяснений или оправданий, он просто все отрицает.

Как же Путину и его соратникам бросить все это?

Конечно же, Путина беспокоили подобные вопросы, когда он выступил с яростными нападками на США. Эти слова привели к росту его популярности, а значит, и к усилению контроля над страной, которая задыхается в условиях почти всеобъемлющего контроля над телеканалами, газетами, выдвижением кандидатов на выборах, политическими партиями и даже общественными собраниями. Доказательства растущего авторитаризма в России очевидны: это одна из немногих стран, которая в подробном рейтинге организации Freedom House с 2000 года из "частично свободных" перешла в разряд "несвободных".

Соответствующим образом изменилась за последние пять лет и внешняя политика России. Это отчетливо показало, как сильно политические ценности внутри страны влияют на ее поведение за границей. Например, недавно министр иностранных дел Сергей Лавров похвастал: "Без России и вопреки России не решить ни одной сколько-нибудь значимой международной проблемы". Но Россия теперь не решает проблемы, как это было во время первого срока Путина, когда он, например, помогал действиям США против талибов в Афганистане. Сейчас на мировой арене она всячески старается ставить палки в колеса США и их союзникам.

Тем не менее, Путину удалось обаять ряд западных лидеров - бывшего канцлера Германии Герхарда Шредера, бывшего премьер-министра Италии Сильвио Берлускони, готовящегося к уходу президента Франции Жака Ширака и, что особенно примечательно, президента Буша. Не далее как в этом феврале Буш заявил The Wall Street Journal: "Владимир Путин сдержал слово во всем, что он мне говорил". Что ж, значит, он не так уж много говорил. Путин ответил ему такой же любезностью в своем антиамериканском выступлении в Мюнхене: "Я считаю президента Соединенных Штатов своим другом. Он порядочный человек". Мог бы добавить: "Он полезный дурак".

Путин спровоцировал раскол в Европейском союзе, идя навстречу его южным странам - Франции, Греции, Италии и Испании - и одновременно ведя споры с Польшей и тремя балтийскими странами, Эстонией, Латвией и Литвой, которые постарались сблизиться с США. В Москве четыре этих государства называют "агрессивным новым меньшинством" ЕС.

Россия ведет себя во внешней политике агрессивнее всех бывших советских республик. Она так сильно испортила отношения со своими соседями из-за перерывов в поставках нефти, транспортных блокад, торговых барьеров, преследования иммигрантов - что все они ищут спасения и усиливают сотрудничество с НАТО и ЕС, строят новые трубопроводы, обходящие Россию стороной. Роль России в регионе ослабляется, несмотря на растущие нефтегазовые богатства. Как заявил недавно политолог-националист Станислав Белковский, директор Совета по национальной стратегии в Москве: "В 2006 году Россия перестала быть региональной державой".

Точно так же, хотя Россия и называет себя энергетической сверхдержавой, она сама роет себе яму. В последние годы она не раз делала неприятные сюрпризы соседям: вводила пошлины на нефть и повышала цены на газ, перекрывала кран, чтобы добиться своего в политике. Теперь никакие заверения не избавят Европу от сомнений в надежности России как поставщика энергии. На постсоветском пространстве друзья и враги России отходят от нее, чувствуя ненадежность и жесткость путинского режима. Сейчас все они стремятся уменьшить свою зависимость от России.

Главный вопрос - что будет, когда Путин уйдет от власти. Впервые в истории России вся власть сосредоточена в руках спецслужб, их представители находятся на самом верху. В Кремле заправляет круг тесно связанных друг с другом соратников Путина из Петербурга, где он служил в КГБ. Во главе с Игорем Сечиным, ближайшим коллегой Путина, они контролируют почти все силовые органы. Многие рассуждают о том, способен ли сам Путин контролировать этих людей. Ближайший исторический аналог группы Сечина - это группа Лаврентия Берии, главы сталинской тайной полиции. Но между ними есть серьезное различие: в отличие от Путина, Сталин не был сотрудником органов безопасности, он лишь использовал спецслужбы в своих целях. Есть и другое значительное отличие: нынешняя группа заинтересована, прежде всего, в увеличении собственных богатств, а не в установлении контроля за жизнью населения. Именно потому эти люди обеспокоены перспективой президентских выборов 2008 года, а Москва наводнена слухами о том, что Путин отыщет способ остаться у власти.

Учитывая серьезность ставок в игре, США больше не могут оставаться в стороне от этой драмы. Шесть лет мягкой политики по отношению к России не принесли ничего, кроме усиления антизападных позиций Кремля. Бушу следует поучиться у президента Грузии Михаила Саакашвили: имея дело с Путиным, нужно держать при себе большую дубинку. Делая Путину комплименты, Буш вызывает в Кремле лишь презрение. А вот президент Рональд Рейган понимал, как важно громко и четко говорить правду. Правильным отступлением от нынешней политики стала речь вице-президента Чейни, которую тот произнес в мае прошлого года в литовском Вильнюсе - это выступление вызвало ярость со стороны Кремля. Белому дому стоит довести начатое до конца.

В 1975 году Запад добился от советского лидера Леонида Брежнева ратификации Хельсинских соглашений по правам человека, свободным и честным выборам, и Хельсинские соглашения сыграли важную роль в подрыве советской диктатуры. США должны обратиться к ним вновь сейчас, когда Россия готовится к новым парламентским и президентским выборам, которые, судя по всему, будут нарушать все существующие правила.

Действительно, в Мюнхене самую жесткую критику Путин приберег для Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе - международной организации, которая действует в соответствии с Хельсинскими соглашениями и осуществляет надзор за выборами. В духе Брежнева Путин обвинил ОБСЕ во "вмешательстве во внутренние дела других стран". Но Хельсинские соглашения сделали демократию международным вопросом. Быть может, Путину и его соратникам это не нравится, но, учитывая связь между внутренней политикой России и ее поведением на международной арене, для Запада крайне важно настоять на своем.

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru