Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
19 января 2000 г.

Фрэнк Герольд | Berliner Zeitung

Доктрина Путина основывается на ядерном устрашении

Принятие новой доктрины национальной безопасности стало одним из первых шагов премьера Путина на посту и.о. президента России. Официально документ является лишь ?переработкой? концепции образца декабря 1997 г. Пересмотром доктрины безопасности Россия пытается показать, что имеет национальные интересы и задумывается над своей ролью в мире. Очевидно, что в этом вопросе у российского руководства имеются существенные проблемы, отмечает немецкая газета.

В действительности доктрина 2000 очень мало напоминает предыдущий вариант концепции. Россия не смогла наладить равноправное экономическое, политическое и военное сотрудничество с Западом, возможно поэтому, пишет автор статьи, российскому руководству стало казаться, что ?ряд государств стремится ослабить позиции России в политической, экономической и военной сферах?. В документе отмечается существование двух противоположных тенденций в мировой политике: с одной стороны, стремления к мультиполярному миру равноправных сил, за которое выступает Россия, а с другой, ?попыток развитых стран под руководством США? доминировать в мире, решать все проблемы военными средствами.

Соответственно, в новой российской доктрине национальной безопасности взят курс на конфронтацию с Западом. Особенно резко звучит раздел о применении военной силы: в случае необходимости для ?защиты от военной агрессии? Россия может применять все средства, которые находятся в ее распоряжении, включая ядерное оружие. Доктрина 1997 г. ограничивала возможность применения ядерного оружия случаем угрозы существованию России.

Обострение этого пункта и превращение его в открытую угрозу является реакцией на многолетнюю стратегию Вашингтона, не желавшего учитывать интересы России на Ближнем Востоке, на Балканах и даже в Восточной Европе. Москва, осознающая слабости своих обычных вооруженных сил, хочет напомнить Западу, что она остается супердержавой, обладающей ядерным оружием. Это же попытался продемонстрировать в Китае бывший президент России Ельцин. Однако в связи с его собственной беспомощностью его угрозы выглядели просто смешными.

Новую доктрину национальной безопасности России следует воспринимать серьезно потому, что она соответствует историческим тенденциям 20 столетия. Например, во времена холодной войны США никогда не отрицали возможность нанесения первого ядерного удара. Так называемый щит над странами НАТО должен был компенсировать превосходство в обычных вооруженных силах, которое имели в Европе страны Варшавского пакта. Сейчас ситуация противоположная. Ядерным оружием угрожает Россия, чтобы компенсировать преимущество в обычных вооруженных силах, которое сейчас находится на стороне НАТО.

Окончательно этот вопрос прояснится только в марте, когда будет принята новая военная доктрина России. Неопределенность и нестабильность - атмосфера, в которой действуют такие угрозы. Вероятно, Москва надеется, что таким образом она может заставить Запад принять во внимание ее интересы на Кавказе и в Европе.

Катастрофические последствия имело бы использование этой доктрины в Чечне. Неужели российское руководство готово использовать на Кавказе тактическое ядерное вооружение? Пока это теоретический вопрос. Однако он уже кардинально изменил политическую ситуацию в мире - изменил в сторону категорий холодной войны, заключает немецкая газета.

Источник: Berliner Zeitung


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru