Вчера видный российский правительственный чиновник, обвиняемый в получении миллионов долларов в качестве взяток от швейцарских компаний, предстал перед федеральным судом Бруклина во исполнение ордера на арест, выданного Швейцарией. Его взяли в международном аэропорту имени Джона Кеннеди в среду, когда он направлялся на церемонию инаугурации Джорджа Буша.
Павел Бородин является близким приятелем как президента Владимира Путина, так и бывшего президента Бориса Ельцина. В Москве министр иностранных дел России Игорь Иванов вызвал к себе посла США Джеймса Коллинза и потребовал освобождения Бородина.
Бородин прибыл в Нью-Йорк, получив приглашение на предстоящий в рамках инаугурационных мероприятий "ужин при свечах" от адвоката из Вест Пальм Бич Винсента Зенги, который выделял значительные суммы национальному комитету республиканцев, а в 1998 году финансировал избирательную кампанию Буша на пост губернатора.
Зенга, принимающий участие в проходящих в Вашингтоне инаугурационных мероприятиях, заявил в интервью, что приглашение было направлено Бородину "по недосмотру".
По имеющимся сведениям, в минувшем году Зенга и его супруга выделили по 20 000 долларов на нужды республиканского комитета, а также внесли посильный вклад в финансирование президентской кампании Буша. В 1998 году он и его жена выделили в общей сумме 10 000 долларов на предвыборную кампанию Буша на губернаторский пост. Об это свидетельствуют данные организации "Техасцы за общественную справедливость", которая, в свою очередь, опиралась на данные Техасской комиссии по этике.
"Это действительно большой вклад, особенно для негосударственного деятеля", - подчеркнул представитель руководства организации "Техасцы за общественную справедливость" Эндрю Вит.
В Бруклине один из адвокатов Бородина Раймонд Левитс обратился к судье Виктору Погорелски из американского окружного суда с просьбой о разрешении его подзащитному находиться в резиденции российского генерального консула, пока не будут улажены проблемы с законом. По его словам, посол России в США Юрий Ушаков предложил гарантии того, что Бородин будет являться на заседания суда.
Однако Погорелски распорядился оставить Бородина под стражей, по крайней мере, до 25 января, на которое назначены слушания по поводу возможного освобождения Бородина под залог. Адвокат Бородина сообщил, что его подзащитный содержится в городской тюрьме Нью-Йорка в Бруклине.
"У нас претензии, в первую очередь, к швейцарскому, а не к американскому правительству, - заявил в интервью Левитс.- Правительство США лишь выполняет свой долг".
Бородин, появившийся в зале суда в синем костюме и сером галстуке, был немногословен.
"Да, я это хорошо понимаю",- заявил он через переводчика после того, как судья объяснил, что его задержали по запросу о выдаче, направленного швейцарскими властями.
Швейцарские следователи утверждают, что 54-летний Бородин получил несколько десятков миллионов долларов в обмен на предоставление двум швейцарским компаниям контрактов на реконструкцию Кремля и других правительственных объектов.
В прошлом месяце российская прокуратура прекратила расследование этих обвинений, однако неделю назад Швейцария выдала новый ордер на арест Бородина,- говорится в иске, поданном вчера в бруклинский суд. "Мы будет добиваться от США экстрадиции Бородина", - заявил вчера генеральный прокурор Женевы Бернар Бертосса.
В приглашении, направленном Зенгой, говорится, что со среды до воскресенья Бородину предоставляется комната в Westin Fairfax в Fairfax, Va., а также автомобиль.
Однако Зенга отметил, что приглашение было направлено кем-то из московского представительства одной из его компаний - "Star Capital", а сам он никогда раньше не встречался с Бородиным, и что его подпись под приглашением была сделана при помощи электронных средств.
"Ни я, ни кто-либо из нашей компании, не был в курсе, что у его проблемы с законом, - отметил Зенга.- Мы пытаемся докопаться до сути".
Однако адвокаты Бородина в Нью-Йорке заявили, что россияне расценивают приглашение Зенги, как официальное, поэтому считают, что он находится в официальной поездке, и что на него распространяется дипломатический иммунитет.
По словам адвокатов, Бородин отправился в поездку с обычным российским паспортом с многократной визой, а не с дипломатическим паспортом лишь потому, что посольство США в Москве вовремя не выдало ему визу.
Американские официальные лица отрицают, что приглашение от Зенги приравнивается к официальному, и говорят, что на Бородина не распространяется дипломатический иммунитет, какой бы паспорт ни был у него на руках. По их словам, он не обращался за дипломатической визой до вечера во вторник - на следующий день он должен был вылететь в США - когда визовый отдел уже закрывался. По словам официальных лиц, в среду из МИДа позвонили в посольство и сказали, что необходимость в визе отпала, поскольку Бородин уже вылетел в Нью-Йорк. В Нью-Йорке еще один адвокат Бородина Александр Фишкин заявил, что Бородин не знал, что на прошлой неделе Швейцария выдала ордер на его арест.
"Он знал лишь, что российское расследование закрыто, арест был для него полной неожиданностью", - подчеркнул Фишкин.
Фишкин утверждает, что Бородина подставили, но не стал высказывать предположения, кто именно. "Ордер на арест был выдан 10 января, приглашение на инаугурацию он получил 13 января, а иск в нью-йоркский суд о его аресте был подан 17 января, - отметил он.- Да, возможно, это стечение обстоятельств, но это выглядит слишком странно, чтобы быть совпадением".
Официальные лица в Вашингтоне заявили, что США были предупреждены кем-то из России, что Бородин находится на борту самолета, совершающего рейс в Нью-Йорк.
По их словам, пока Бородин находился в пути, Министерство юстиции и Госдепартамент установили, что ордер на арест имеет силу, принимая во внимание существующий договор со Швейцарией об экстрадиции, и что у Бородина нет дипломатического иммунитета. К моменту приземления самолета для его ареста уже все было готово, подчеркнули они.
В Москве и Вашингтоне высказывается множество предположений по поводу обстоятельств, которые привели к его аресту, а также по поводу того, кто стоит за заговором, если таковой на самом деле имел место.
Арест Бородина может поставить в трудное положение Путина, назначившего его на должность секретаря Союза России и Белоруссии. Однако он может также помочь Путину положить конец давнему коррупционному скандалу вокруг дачи швейцарскими строительными компаниями "Мабетекс" и "Мерката" огромных взяток официальным лицам, включая Бородина и Ельцина.
8 декабря Генпрокуратура России закрыла это дело за "отсутствием доказательств", как в свое время заявил заместитель начальника управления по особо важным делам Руслан Тамаев.
"Дело велось очень тщательно из-за возможной причастности к нему высокопоставленных государственных лиц, - заявил Тамаев. - Да, сейчас я могу вам сказать, что следствие ничего этого не обнаружило". Вскоре после этого Швейцария запросила обратно документы, предоставленные российской стороне в ходе следствия, заявив, что они ей нужны для продолжения своего собственного расследования.
Согласно иску, поданному швейцарской стороной в среду в федеральный суд Бруклина, Бородин скрыл средства, полученные в качестве взяток от "Меркаты" и "Мабетекса", создав две подставные компании.
Адвокаты Бородина заявили вчера журналистам, что он намерен оспаривать запрос о выдаче, хотя в суде Левитс ничего подобного не говорил. "Мы здесь лишь для того, чтобы предоставить швейцарскому правительству разумные гарантии, что этого человека всегда можно будет найти для выдачи",- отметил он.