Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
19 января 2004 г.

Джордж Ян | The Washington Times

Приднестровье: благодатная почва для оружейных сделок

Сделку в связи с судьбой крупнейших в Европе запасов советского оружия заключили российский премьер-министр и лидер сепаратистского анклава в Молдове, известного рая для боевиков.

Как говорится в конфиденциальном соглашении от 1998 года, полученном Associated Press, Россия и Приднестровье должны были поделить доходы от продажи 40 тыс. тонн "ненужных" оружия и боеприпасов, хранившихся на оружейном складе в Приднестровье.

Эта сделка - лишь одна деталь оружейного паззла Приднестровья, где на складах на протяжении многих десятилетий хранились сотни ПЗЛК "земля-воздух" - вплоть до прошлого месяца, когда Россия объявила об их вывозе в связи с опасениями, что они могут попасть в руки террористов.

Как утверждает один бывший молдавский чиновник, в Приднестровье также хранились "грязные бомбы" - боеголовки, рассеивающие смертоносные радиоактивные вещества. Но теперь они куда-то исчезли. По этому вопросу ведутся дебаты, и многие чиновники даже не уверены в том, что эти грязные бомбы существовали вообще.

Однако расследование AP, в ходе которого были опрошены десятки чиновников и экспертов, усиливает подозрения в том, что Приднестровье - это рассадник неконтролируемых оружейных сделок, как законных, так и незаконных.

Западный сосед Молдовы, Румыния, разделяет эту точку зрения. Румынский министр иностранных дел Мирча Джоане считает, что Приднестровье - это "черная дыра пограничной организованной преступности, включающей контрабанду наркотиков, оружия и незаконные перевозки через границу людей".

Оружие из Приднестровья всплывало в Чечне, в грузинской Абхазии и даже в руках повстанцев в Африке, заявил министр другой страны этого региона, беседовавший с журналистом на условиях анонимности.

По словам экспертов, в Приднестровье можно найти любое оружие. "Если бы я искал место, наиболее тесно связанное с оружием, именно туда бы я и отправился, - говорит Уильям С. Поттер, директор Центра нераспространения в Монтерейском университете международных исследований в Калифорнии. - Даже если бы я не нашел оружия, я нашел бы людей, которые могут достать мне оружие".

На огромном складе советских времен около северного города Колбасна в Приднестровье можно достать оружие и боеприпасы, включая десятки тысяч автоматов и другого легкого оружия, привлекающего террористов. Склад охраняют около 2 тыс. российских солдат, находящихся там в качестве миротворцев.

Кроме того, насколько известно, еще шесть заводов Приднестровья по контракту с российскими военными выпускают гранаты и пусковые ракетные установки, пистолеты Макарова, автоматы Калашникова и минометы, а избытки сливают торговцам оружием, утверждают дипломаты в регионе. Некоторые заводы, такие, как "Точлитмаш" и "Электромаш" в Тирасполе, считаются заводами двойного использования, с гражданскими и секретными военными линиями производства.

Руслан Слободенюк, "заместитель министра иностранных дел" Приднестровья, как гласит его визитка, говорит, что "Электромаш", завод советской эры, производит исключительно трансформаторы. "Мы готовы показать наши заводы журналистам", - настаивает он, однако власти почему-то так и не ответили на запрос о посещении "Электромаша".

В договоре от 1998 года между Россией и Приднестровьем шла речь о запасах советской армии - около 40 тонн артиллерии, боеприпасов и оружия, которые были брошены в Приднестровье в начале 1990-х после раскола Советского Союза и объявления независимости Молдовы.

Переговорщиками выступили Виктор Черномырдин, тогдашний премьер-министр России, и Игорь Смирнов, самоназначенный президент сепаратистского Приднестровья.

Москва и Тирасполь, столица Приднестровья, должны были поделить доходы от продажи "ненужного оружия, боеприпасов, военного имущества и материалов", говорится в договоре, под которым стоят их подписи.

Эта сделка не получила большой огласки, однако российские и западные чиновники подтверждают факт ее заключения в одностраничной докладной о том, что делать с крупнейшими в Европе запасами вооружений, принадлежавших советской армии. Год спустя на смену этой сделке пришел пакт о полном вывозе в Россию всего военного оборудования.

Один российский чиновник, согласившийся говорить только на условиях анонимности, заявил, что, насколько он понимает, эта сделка так и не была выполнена. Однако западные дипломаты настроены скептично, указывая, что никто никогда не узнает, сколько, чего, кому и по какой цене было продано, в течение этого окна длинною в год, и по каким критериям определялась "ненужность" оружия.

Смирнов никому не подотчетен с тех пор, как Приднестровье откололось от Молдовы в 1992 году после короткой войны с молдаванами, которая была разожжена страхами, что Молдова будет добиваться присоединения к Румынии.

Расположенная между Румынией и Украиной, Молдова была частью Румынии вплоть до 1940 года. Большинство населения Молдовы говорит на румынском или украинском языке. Приднестровье, однако, никогда не входило в состав Румынии и населено, в основном, русскоговорящими людьми.

По словам дипломатов, бизнес коллег Смирнова включает контрабанду всего и вся, включая перевозку оружия через границу.

Хотя Тирасполь находится на расстоянии двух часов полета от большинства европейских столиц, добраться туда сложнее, чем в самые отдаленные регионы.

На востоке Приднестровья - 250-мильная граница с Украиной: неохраняемые отрезки перемежаются еловыми лесами, которые могут скрывать грузовик до того момента, пока он уже не будет на пути к Одессе, портовому городу с выходами в Азию, на Ближний Восток и др.

Таможенники трех крупных международных КПП куплены, так же как и таможенники на железной дороге, утверждают дипломаты.

Оазу Нантой, бывший молдавский правительственный чиновник с хорошими связями, излагает рассказ одного молдавского чиновника, побеседовавшего с украинским служащим таможни: "После небольшого количества водки таможенник говорит: "Ребята, платите нам по два миллиона долларов в неделю, и мы закроем границы (для незаконных поставок). Все, что нужно - это два миллиона долларов в неделю, наличными".

Такие же пористые и неофициальные границы Приднестровья с Молдовой, которая наряду с Румынией считается одной из самых коррумпированных стран в Европе.

Владимир Смирнов, сын лидера Приднестровья, возглавляет таможенную службу региона. Считается, что он - главный партнер "Шерифф", консорциума, который держит лапу на всем, начиная с мобильных сетей и бензозаправок до супермаркетов и растущего на окраинах Тирасполя гигантского спортивного комплекса, строительство которого, по оценкам западных дипломатов, уже обошлось в 200 млн долларов - вдвое больше, чем ежегодный бюджет Молдовы.

По данным Нантоя, который возглавляет неправительственный Институт политических исследований в Кишиневе, в Приднестровье пропали десятки грязных бомб, ранее хранившихся около военного аэропорта Тирасполя. В распоряжении Нантоя имеется документ российских вооруженных сил, датированный 18 октября 1994 года, в котором призывается в срочном порядке запретить работы с боеголовками (24 готовых к использованию, 14 демонтированных) в связи с опасностью радиации. Еще один документ от мая того же года зафиксировал "сожжение и погребение" военной формы, зараженной радиацией.

Согласно сведениям, дошедшим до Нантоя в 1998 году, ракеты "Алазан" - ближней дальности, неточные и обычно использовавшиеся в СССР для погодных исследований - были оснащены боеголовками, модифицированными для рассеивания радиоактивного материала. Эти ракеты и боеголовки куда-то исчезли. "Я так и не смог выяснить, что с ними случилось", - признается Нантой.

Правительство Молдовы от комментариев отказывается.

Валерий Лицкай, министр иностранных дел Приднестровья, называет сообщения о грязных бомбах "клеветнической кампанией".

"Здесь нет никакого оружия", - настаивает он.

По словам Поттера из Монтерейского института, некоторые бывшие советские правительственные чиновники считают, что эти документы могут быть настоящими, однако они считают маловероятным, что российская армия стала бы хранить такое грубое оружие, учитывая доступ к гораздо более современному оружию.

Отметая обвинения в исчезновении грязных бомб как часть антиприднестровской кампании, Лицкай и другие приднестровские чиновники указывают, что до сих пор у террористов не было найдено ни одной крупной партии оружия с доказанным приднестровским происхождением.

Однако факта торговли оружием они отрицать не могут.

Четыре года назад молдавская полиция остановила грузовик, выехавший из Приднестровья. В нем были обнаружены противотанковые ракеты российского изготовления, детонаторы и пластические взрывчатые вещества, а также члены приднестровской армии и подполковник Владимир Немков, заместитель командующего российскими миротворческими силами в Приднестровье.

Хотя другие чиновники отрицают этот инцидент, Лицкай подтвердил его, однако предположил, что он был подстроен.

На вопрос о нынешнем местонахождении Немкова Лицкай пожимает плечами и после паузы отвечает: "Он исчез".

Источник: The Washington Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru