Демонстранты прибывают небольшими группками, толкая перед собой тележки, сгорбясь под тяжестью рюкзаков, чувствуя себя обессиленными после длительного перехода под палящим солнцем Израиля.
Это должно было стать крупной манифестацией правого крыла националистов и религиозных кругов, которая, по замыслу поселенцев, должна была заставить Шарона отступить и аннулировать свои "безумные" планы по одностороннему размежеванию. Складывается впечатление, что ты присутствуешь на празднике Unita в среднем провинциальном городке, на который пришли 10-15 тысяч человек. Но это должно было стать не просто стечением огромных масс народа, а, по словам организаторов, "самой масштабной в истории оранжевой манифестацией", растянувшейся на три дня. Но этого не случилось.
Этого не произошло потому, что полиция, подчинившись приказам Шарона, сумела заранее, еще на выезде заблокировать автобусы, на которых со всех уголков страны демонстранты должны были съехаться в Нетивот, город, расположенный в 27 км от полосы Газа. Оттуда еще вчера вечером планировалось начать марш в направлении Гуш-Катифа, основного блока поселений, эвакуация которых должна начаться с 17 августа.
Однако даже если полиции и удалось резко снизить число участников акции, то это не значит, что марша не будет вовсе и что он не станет драматическим сведением счетов между правительством и непримиримым меньшинством, апеллирующим к ценностям совершенно иного типа.
Вот почему вчера, когда организаторы манифестации (которые говорят о победе уже потому, что им удалось доставить в Нетивот 40 тысяч участников, в то время как полиция говорит о 10 тысячах человек) заявили о желании в любом случае идти на Гуш-Катиф, службы, обеспечивавшие порядок, вначале ответили отказом. Но потом манифестантам разрешили дойти до Кфар-Маймона, где был развернут лагерь для ночевки, - но с условием, что дальше манифестанты не пойдут. Перетягивание каната возобновилось с первыми лучами солнца.
Встреча с историей была назначена на половину пятого вечера в саду с пальмами и дикими оливами неподалеку от кладбища Нетивота, пыльного городка в Негеве, посвященного памяти Баба-Сали, раввина марокканского происхождения, великого каббалиста, умершего в 1984 году в возрасте 94 лет. И именно рядом с мавзолеем, где покоятся останки Баба-Сали, - возле этого странного сооружения, похожего на средневековый замок и перекрытого огромным куполом, как мечеть, - был построен помост, с которого поселенцы и хотели выразить свой гнев против объявленного вывода.
На самом же деле гнев, внутренняя напряженность и ставшая уже традиционной агрессивность как оружие защиты не так уж сильно проявляются. Семьи, молодые люди в оранжевых майках и комбинезонах, религиозные ультраортодоксы - все в белых рубашках и черных брюках. Нигде не видно оружия, у полицейских, наблюдающих за манифестантами с расстояния, лишь пистолеты и наручники. Оружие стражи порядка могут применять лишь в случае угрозы собственной жизни.
Первый раунд - за правительством, но "мы оказались на краю глубочайшей национальной травмы", сказал Нахум Барнеа, известный израильский журналист. "Никогда в нашей истории не происходило ничего подобного, по масштабам эвакуации и по ставке на кону. Нет ничего общего с уходом с Синая в 1982 году. Я боюсь, что готовится сведение счетов, окончательное урегулирование, чего никогда раньше не было".
За пределами Нетивота 12 тысяч полицейских и 8 тысяч солдат готовят позиции и строят сеть блокпостов против манифестантов. Вертолеты, водяные пушки, заграждения. Довольно странное чувство вызывает вид этой огромной силы - безоружной армии, развернутой, чтобы противостоять собственному народу.