Несколько дней тому назад Иран объявил, что снова позволит инспекторам МАГАТЭ посещать объект в Араке, где сооружается атомный реактор мощностью в 40 мегаватт. Хотя Иран утверждает, что реактор сконструирован для выполнения исключительно научно-исследовательских задач, несколько экспертов с презрением отмели это заявление. Профессор Узи Эвен, бывший депутат Кнессета, работавший на атомной станции в Димоне (Израиль), заявляет, что для научно-исследовательских функций было бы достаточно маленького реактора мощностью в 2 мегаватта, типа реактора в Нахал-Сореке, подаренного Израилю Соединенными Штатами в 1960 году. С другой стороны, для производства электроэнергии 40 мегаватт - это маловато, тут требуется реактор, как минимум, в десять раз мощнее. Для справки: согласно ранее опубликованным официальным данным израильских и французских властей, мощность реактора в Димоне 24 мегаватта; согласно иностранным публикациям, Израиль увеличил его мощность до 75 мегаватт.
По расчетам профессора Эвена, реактор мощностью 20 мегаватт может ежегодно производить начинку для одной ядерной бомбы. Это означает, что реактор в Араке теоретически сможет производить две подобных бомбы. Закавыка лишь в том, что никакого реактора пока нет. Согласно прогнозам США и МАГАТЭ, реактор в Араке - он будет работать на тяжелой воде и производить плутоний - поступит в эксплуатацию лишь через 6-7 лет. Так что же, собственно, инспектировать в Араке инспекторам МАГАТЭ? Они проинспектируют предприятие по производству тяжелой воды, уже построенное иранцами. Хотя предполагается, что предприятие будет обслуживать реактор, эксперты по атомной промышленности никак не возьмут в толк, зачем иранцы обзавелись им задолго сооружения реактора. "Логики в этом нет; я лично ничего не понимаю", - сказал один израильский эксперт-атомщик. Все это лишь усиливает ореол загадочности вокруг ядерных планов Ирана.
Иран напустил вокруг своей ядерной программы столько тумана, что ползут самые разнообразные слухи. Для примера вот вам недавнее сообщение газеты "Едиот Ахронот": иранский перебежчик генерал Али Реза Асгари (находящийся, по-видимому, под охраной властей США) утверждает, что Иран пытается создать ядерное оружие, втайне обогащая уран при помощи лазерных лучей. Ученые встретили эту новость скептически.
Метод обогащения урана путем облучения испаряемого материала лазерными лучами был разработан в 1969 году двумя молодыми израильскими учеными: профессором Менахемом Левиным из Тель-Авивского университета и профессором Йешаяху Небензахлом. Они пытались запатентовать свое изобретение, но государство им этого не позволило. Через несколько лет секрет каким-то образом просочился - может быть, с помощью чьих-то сознательных усилий - в США, и дочерняя компания энергетической корпорации Exxon создала завод, где применялся этот метод. Левин и Небензахл подали на компанию в американский суд, обвиняя ее в краже их изобретения. На слушаниях выяснилось, что профессор Амос де-Шалит, физик из Вейцмановского института, без всяких дурных намерений упомянул о методе в разговоре с американским другом.
Exxon благодаря своим юристам смогла выиграть дело у израильских ученых, но те не сдавались. В 1970-е годы они подали в суд на министерство обороны Израиля за то, что последнее не позволило им запатентовать метод. В итоге был достигнут компромисс, и государство выплатило изобретателям денежную компенсацию. Ее сумму Левин по сей день разглашать отказывается.
Несмотря на всю его научную новизну, метод не считается особенно выгодным. Эксперименты, проведенные несколькими странами, которые ведут ядерные исследования в военных или гражданских целях, показали, что для применения метода требуются сотни тонн урана и баснословные затраты. Иран тоже пытался обогащать уран лазером. Работы начались уже при власти шаха, когда американские фирмы с удовольствием стремились продавать Резе Пехлеви самые разнообразные ядерные технологии и оборудование, в том числе атомные реакторы, обогащенный уран и лазерную технику.
Эксперименты втайне были продолжены при администрации президента Хашеми Рафсанджани, который в 1990-е годы возобновил ядерные разработки в Иране. Сведения об этих экспериментах были обнародованы лишь в последние пять лет после инспекций МАГАТЭ. Напрашивается предположение, что никаких прорывов в применении метода Иран не совершил. Сложно предположить, что метод обогащения урана, который не сочли эффективным США, Великобритания, Франция, Россия, Китай, Австралия и (если верить иностранным публикациям) Израиль, будет расценен как пригодный для иранской ядерной программы. Кроме того, Левин признается, что его изобретение весьма трудоемко в применении. "Даже если я сам занялся бы разработкой ядерного оружия, я не стал бы обогащать уран лазером, - сказал он на этой неделе в интервью "Гаарец". - Есть испытанный метод, который и выгоднее, и дешевле - обогащать уран на газовых центрифугах".
Собственно, именно этим Иран и занимается. В этих целях был тайно создан завод по обогащению урана в Натанзе, о существовании которого публично объявили лишь пять лет назад. За истекший период на заводе было установлено и испытано около 2 тыс. центрифуг (в том числе был опробован метод обогащения урана до уровня, при котором его можно использовать в ядерном оружии). Некоторые из этих центрифуг сейчас работают. Инспектора МАГАТЭ продолжают посещать объект в Натанзе, но Иран постоянно чинит им препятствия. Всем ясно, что иранцы стараются выиграть время, чтобы создать потенциал для разработок ядерного оружия - преодолеть "технологический порог", как выражается израильская разведка. Потому-то Иран теперь готов вновь допустить в Арак инспекторов МАГАТЭ.
Совет Безопасности ООН уже наложил на Иран два комплекса санкций: против его ядерных и космических институтов и ведомств, а также против нескольких десятков высокопоставленных деятелей, связанных с разработками ракет и ядерных технологий, в числе которых командующий Революционной гвардией. Хотя эти санкции докучают Ирану, они не заставили его изменить занимаемую позицию - Тегеран по-прежнему отказывается прекратить обогащение урана. Гораздо больше Иран обеспокоен "неофициальными" санкциями, о которых публично не объявлялось. Уже почти год финансовые учреждения, государственные власти и банки на Западе и в Японии отказываются предоставлять Ирану кредиты, в которых он отчаянно нуждается для модернизации своей устаревшей нефтяной промышленности.
Но больше всего Иран опасается, пожалуй, действий России - а та ведет себя необычно. Именно Россия достроила реактор атомной электростанции в Бушере, обошедшийся Ирану более чем в 1 млрд долларов. Мощность реактора составляет примерно 1 тыс. мегаватт. Но, по-видимому, он превратится в "белого слона" из притчи - дорогостоящее удовольствие - поскольку Россия отказывается предоставлять Ирану для запуска и обслуживания реактора топливо - низкообогащенный уран. В течение последних пяти лет Россия все время находит новые предлоги для отказа в поставках ядерного топлива, несмотря на условия письменного контракта между сторонами.
Всем экспертам в Израиле и за границей ясно, что Россия, для виду решительно поддерживающая Иран, - именно она блокирует резолюции по наложению санкций на Иран - приняла стратегическое решение не выполнять условия контракта, по крайней мере на данном этапе. Это смелое решение, поскольку оно уже означает для России экономические убытки. Производство топлива и его длительное хранение на складах Россия оплачивает из собственного кармана. Еще опаснее то, что Россия ставит под угрозу свои шансы на получение новых контрактов на строительство АЭС в Иране в будущем.
Россия подает сигнал, адресованный в первую очередь Европе: пока вы рьяно обсуждаете санкции, не нанося ущерба самим себе, мы воплощаем их в жизнь и теряем на этом деньги. Позиция России объясняется тем, что она по-настоящему боится, что Иран обзаведется ядерным оружием. Отсюда неудивительно, что Иран так гневно отреагировал на позицию Москвы и уже пообещал отомстить, как видно из газетных вырезок, собранных Институтом исследований ближневосточных СМИ. "Россия всадила нам нож в спину", - заявил Мохаммед Наби Рубаки, член комитета иранского парламента по внешней политике и обороне. В редакционной статье в газете "Афтаб-э Язд" говорится: "От шпионов КГБ нечего ждать большего" (подразумевается, конечно, бывший полковник КГБ, российский президент Владимир Путин).