Приговор Алексею Навальному - часть кампании, призванной очистить российские просторы от фигур, которые могут представлять хоть какую-то угрозу системе. Но, пока оппозиция не выдвинет лидера, не запятнанного спорной деятельностью в период постсоветской бизнес-анархии и связями с националистическими кругами, Путину практически нечего бояться, пишут западные СМИ.
Обвинительный вердикт Навальному был ожидаем, но произвел эффект разорвавшейся бомбы, пишет журналист Le Nouvel Observateur Жан-Баптист Ноде. Главный критик авторитарного режима Владимира Путина получил 5 лет колонии.
Российским властям было важно показать, что назойливый "белый рыцарь" Навальный на самом деле такой же продажный, как и все остальные, говорится в статье. "Операция преследовала и другую цель: совершить политическое убийство восходящей звезды русской оппозиции", - уверен автор, поясняя, что судимость лишает права участвовать в выборах.
Осуждение Навального - это, несомненно, последний гвоздь в крышку гроба российской оппозиции, считает журналист. При этом, как это ни парадоксально, всемогуществу Путина ничего не угрожает. Харизматичный лидер и хороший оратор, Навальный скомпрометирован связями с националистическими кругами российского протеста, а "национальный лидер" Путин по-прежнему весьма популярен в народе.
"Ожесточенный характер действий против российской оппозиции говорит о нервозности власти, изъеденной коррупцией, незаконно обогатившейся и не чувствующей своей легитимности после массовой фальсификации последних выборов, - подводит итог Ноде. - В такой ситуации в Путине просыпаются естественные рефлексы полковника КГБ".
Суд над Алексеем Навальным вписывается в общую картину кампании, призванной очистить российские просторы от фигур, которые могут представлять хоть какую-то угрозу системе, отмечает журналистка El Pais Пилар Бонет. Путин - "государственник, зацикленный на идее контроля", говорится в статье. Эта зацикленность настолько велика, что некоторые идеи Навального будут осуществлены - без Навального и под контролем - силами ОНФ, организации популистского толка в советском стиле, которую продвигает Путин. По мнению Бонет, Путин решил позаимствовать у Навального систему контроля за госзакупками.
"В тюрьме Навальный сможет увеличить свой политический капитал и укрепить имидж жертвы гонений", - полагает журналистка. Последнее слово в суде, прозвучавшее в начале июля, Навальный превратил в политическое воззвание с призывом разрушить "феодальный режим".
"Осуждение Навального: не то чтобы Путин очень силен - скорее, оппозиция слишком слаба" - так назвала свой комментарий Мэри Дежевски, обозреватель The Independent.
Когда Путин решил снова баллотироваться на пост президента, молодые россияне задумались о перспективе вечного путинизма и в декабре 2011 года вышли на улицы. Вчера, после того как Навального приговорили к пяти годам лишения свободы по обвинению в мошенничестве, первый проблеск оппозиционной деятельности путинских времен потух, считает Дежевски.
Но не следует считать Навального мучеником (один из противников Путина сравнил его с Манделой) - ближайшей параллелью является Ходорковский, указывает журналистка, призывая не закрывать глаза на их внушительный "личный багаж". Состояние анархии в России после распада СССР обусловило то, что почти все, хотя бы слегка соприкасавшиеся с бизнесом, делали что-то, что при желании можно интерпретировать как нелегальное. Они оба уязвимы, если говорить о начале их восхождения.
Есть также вопрос о политике и характере, продолжает Дежевски. Скрупулезные расследования Навальным коррупционных схем сосуществовали у него с клеймом русского националиста. В общем, как и другие возможные лидеры российской оппозиции, Навальный выглядел все менее убедительно в качестве главы скоординированных сил.
Сила Путина всегда основывалась на его способности занять центристскую позицию, полагает Дежевски. А тем, кто в России выступал против коррупции, самим есть что терять, они заинтересованы в стабильности. Они также понимают, что могут свободно уехать из страны, если не видят для себя будущего на родине.
"Это не должно служить утешением теперешнему руководству страны, - подчеркивает журналистка, - это, скорее, чудовищное обвинение в неспособности привлечь на свою сторону многих из лучших и умнейших людей России. Но пока оппозиция не дорастет до такого состояния, когда она сможет позволить себе распасться на фракции, и не выдвинет лидера с меньшими недостаткам, чем те, которые до сих пор появлялись, Владимиру Путину практически нечего бояться", - заключает Дежевски.
Приговор Алексею Навальному поверг в трепет московский деловой мир и международное инвестиционное сообщество, пишет в The Financial Times Кортни Уивер. По прогнозам участников рынка, пятилетний тюремный срок Навальному негативно скажется на способности России привлекать инвестиции и удержать новое поколение предпринимателей.
"Это очередной негативный фактор для внешнего имиджа России, который затрудняет привлечение Россией инвестиций", - отметил Чарли Робертсон из инвестиционного банка "Ренессанс-Капитал".
На прошлой неделе юрист Сергей Магнитский был признан виновным посмертно, в числе других громких дел - тюремное заключение участниц панк-группы Pussy Riot и длительное заключение нефтяного магната Михаила Ходорковского.
Известный предприниматель Олег Тиньков, не являясь сторонником Навального, подверг критике правительство за то, что оно способствует оттоку капитала из России, не извлекая при этом особой выгоды из приговора Навальному. "Акции начнут падать, капитал уходить, - пишет Тиньков в "Твиттере". - На год статей в прессе ихней. У наших властей шаг вперед, два назад. Там думу кто-то думает?"
Объявление о вынесении обвинительного приговора Алексею Навальному было встречено Московской биржей падением индексов на 1,3%, сообщает Il Sole 24 Ore. В то время как рубль вновь ослаб по отношению к доллару, рынки обеспокоены политической стороной этого судебного дела, которое порождает сомнения в уважении к правовому государству в России.
"Путина обвиняют в использовании судов с целью закрыть рот оппозиционерам и напугать остальную часть общества, чтобы подавить любое политическое соперничество", - пишет автор статьи Антонелла Скотт, упоминая дела Сергея Удальцова, Евгения Урлашова и выезд за рубеж Гарри Каспарова и Сергея Гуриева.
"Но есть кое-что еще, что порождает сомнения в будущем России и ее способности создать благоприятный климат для восстановления экономики и притока инвестиций, - говорится в статье. - Более 100 тыс. предпринимателей в настоящее время находятся в тюрьме. Они стали жертвами системы, которая наказывает за экономические преступления, опираясь на критерии, зародившиеся в советскую эпоху". Предстоящую амнистию в сфере такого рода преступлений издание приветствует, сожалея, что она не коснется Ходорковского.
Также по теме:
Когда-нибудь все будет хорошо (Inopressa, обзор англоязычной прессы)
Самый опасный на свете блоггер (The New Republic)
Тома Гомар: "Беспокойство режима осязаемо" (Libération)
Время играет против Путина (Frankfurter Rundschau)
Приговор сопернику Путина наталкивает на вопрос: "Что будет с оппозицией дальше?" (The Guardian)
Беспощадная Россия и бесхребетная Европа (Financial Times)