Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
19 июня 2003 г.

В Ираке один человек в течение 21 года прятался в яме. У него был транзисторный приемник, из которого он узнал как о падении Берлинской стены, так и об освобождении Багдада

Когда с ним здороваешься, то не решаешься крепко пожать ему руку, настолько хрупко выглядит этот человек. Кажется, что ему лет 70, тогда как ему всего 49. "Собственно, я еще моложе, так как в апреле этого года я родился во второй раз", - говорит Джавад Саед эль-Амири. У него густые и темные волосы, поседела только борода. Он показывает фотографии, на которых он еще молод, в военной форме и в цивильной одежде. "Это было так давно", - говорит он. 21 год назад. Когда закончилась первая жизнь Джавада Саеда эль-Амири и он выкопал себе яму, в которой и скрылся.

Высотой в человеческий рост, длиной в 2 метра

Яма была высотой в человеческий рост, шириной в 80 сантиметров и длиной в 2 метра. В нее вел узкий лаз, который прикрывался деревянной заслонкой. Над ямой возвышался дом его матери. Тогда Джавад видел единственную возможность укрыться от ищеек Саддама только в этом убежище. Маленький клочок земли расположен среди полей в 150 километрах на юго-восток от Багдада. Между полями ? арыки, по которым вода из Тигра поступает на пашню. Пшеница, кукуруза и овощи растут хорошо, и крестьяне имеют скромный доход.

В 1980 году Джавад Саед эль-Амири закончил курсы управления в Багдаде, а затем его призвали в армию. Вскоре началась война с Ираном. Джавад был против этой войны с шиитскими братьями по вере из соседней страны, поэтому он дезертировал. Он вступил в партию "Давад" Мохаммеда Бакира ас-Садра, который хотел принести в Ирак исламскую революцию аятоллы Хомейни. В апреле 1980 года ас-Садр был казнен, а тысячи его последователей стали жертвами мести со стороны режима Саддама. Вместе с группой друзей Джавад пытался бежать в Иран, однако среди них нашелся предатель, и все, кроме Джавада, были арестованы и казнены.

Джавад испугался. Очень испугался. Он был уверен, что его тоже ищут. Дом его матери больше не казался ему надежным убежищем. "Здесь все друг друга знают. А я не мог быть уверен, что никто из соседей на меня не донесет", - рассказывает Джавад. Так он оказался под землей.

Только мать и сестра знали о яме. Сегодня Джавад с готовностью демонстрирует свой тайник. Он улыбается, когда на него смотрят с недоверием. Ведь так трудно себе представить, что кто-то прожил в этой тесной яме столь долгое время. "У меня было все необходимое, - говорит он, - мне никогда не бывало скучно". Когда Джавад Саед эль-Амири по утрам просыпался, он молился, читал Коран или одну из немногих книг, которые у него остались. "У меня была моя вера и убеждение, что Аллах со мной. Этого мне было достаточно". Раз в день он делал гимнастику. Ночью мать приносила ему в яму еду. Она также опорожняла ведро, в которое он справлял нужду.

В остальном его единственной связью с миром был маленький транзисторный приемник с наушниками. "Обычно я слушал арабскую службу BBC", - рассказывает Джавад. Так он узнал об окончании первой войны в Персидском заливе, о падении Берлинской стены, нападении Ирака на Кувейт и о восстании шиитов на юге Ирака после второй войны в Заливе. По радио он услышал об уходе Маргарет Тэтчер и о смерти принцессы Дианы, о терактах 11 сентября и войне в Афганистане. И наконец, о вступления американцев и англичан в Ирак.

9 апреля, когда в Багдаде была сброшена на землю статуя Саддама, для Джавада наступил час, когда он впервые решился при свете дня выйти из своего укрытия. Пока что ему трудно долго стоять. Если к нему приходят гости, в основном это журналисты, которые уже прослышали о судьбе Джавада, то к ним подтягиваются друзья и соседи. В последнее время было много визитеров. Джавад даже завел гостевую книгу. Соседи, хотя и слышали его историю много раз, продолжают проявлять любопытство. Наверное, они хотят извлечь пользу из внезапной славы своего соседа. "Мы не имели ни малейшего понятия", - говорит один из них. Он не знает, выдал ли бы кто-нибудь Джавада.

Единственный человек, с которым Джавад беседовал в течение 21 года, была его мать. Каждый день они разговаривали по несколько минут, когда она приносила ему еду. Теперь он наслаждается тем, что находится среди людей, говорит с ними или слушает их.

В будущее

Вот что он думает о будущем: "Я благодарен американцам, так как обязан им свободой. Я полагаю, что они могут помогать нам восстанавливать Ирак. Когда я отдохну и силы вернутся ко мне, я, вероятно, найду работу в экономической администрации".

Кроме того, говорит ему сосед, тебе надо присмотреть себе женщину. Джавад робко улыбается: "Почему нет, я еще не старый".

Источник: Berliner Zeitung


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru