Охота на фирмы по-русски: смена собственников происходит в России чаще криминальными способами
Гроб доставлен. Это какая-то ошибка, подумал Валерий Коновалов (имя изменено), или чья-то зловещая шутка. За гробом последовало свидетельство о смерти, подшитое к протоколу заседания наблюдательного совета, согласно которому вместо Коновалова на должность генерального директора был избран другой человек. О своей смерти Коновалов узнал от следователей московской милиции из отделения криминалистики. Они рассказали ему, что с юридической точки зрения он мертв. И в связи с этим он больше не является собственником участка земли под фабрикой, стоимость которого оценивается в 40 млн долларов.
Инвестиционный фонд, зарегистрированный на Виргинских островах, владеет теперь большинством акций предприятия, а Коновалова объявил умершим. Российский суд объявил подлинными поддельные выдержки из книги регистрации держателей именных акций, в которых речь шла о смене собственников. Коновалов оказался жертвой враждебного поглощения, одного из тех, что стали в сегодняшней России буднями. Понятие "рейдер" (агрессор, пират) нашло свое место в современном лексиконе. Президент Владимир Путин заявил, что рейдеры "серьезно дестабилизируют российскую экономику и инвестиционный климат".
Даже такой гигант, как Михайловский горнообогатительный комбинат, рыночная стоимость которого составляет 1,6 млрд долларов, попал в поле зрения рейдеров. Четвертый по величине сотовый оператор СМАРТС после одной из атак рейдеров был вынужден отложить выпуск ценных бумаг на биржу. От подобных атак нередко страдают и иностранные компании. Американцу Франку Нойману, владельцу сети мебельных магазинов Abitare, был запрещен въезд на территорию России. Американский предприниматель должен был издали наблюдать за тем, как его фирма переходит в другие руки.
В 2005 году правоохранительными органами официально расследовалось 346 случаев сомнительного поглощения, в 2004 году их было только 171. 51 дело с 77 обвиняемыми было передано в суд, было вынесено 11 обвинительных приговоров. Однако неофициальные цифры должны быть намного серьезнее. По словам председателя комитета Госдумы по собственности Виктора Плескачевского, с 2002 по 2005 год около 5 тыс. российских компаний сменило своих владельцев.
Российскую экономику, кишащую нефтедолларами, будоражит "поглотительная" лихорадка. По данным аудиторской компании KPMG, российская доля на рынке слияний и поглощений (M&A) выросла в 2005 году на 64% и составила 40,5 млрд долларов. К радости инвестиционных банков, которые сопровождают такого рода сделки, это соответствует объему всей Восточной Европы и составляет около 2,45% объема мирового рынка. Количество сделок M&A в 2005 году выросло с 456 до 505. Покупка "Газпромом" концерна "Сибнефть", стоимостью 13 млрд долларов, стало самой крупной сделкой по поглощению в 2005 году.
После диких 90-х годов прошлого века, когда было приватизировано народное хозяйство, при действующем президенте полным ходом идет новый передел. Немаловажную роль при этом играет организованная преступность. Согласно данным экспертов из МВД, в 2005 году объем сделок по криминальным поглощениям составил от 4 до 7 млрд долларов. Это соответствует доле на рынке сделок M&A, составляющей от 10 до 17%.
Следователи утверждают, что в Москве практически ежедневно происходят попытки завладеть акциями чужого предприятия. Время - деньги: речь идет о том, чтобы как можно скорее использовать вакуум власти. Если предприятие несколько раз перепродавалось, то, как правило, лишь последний в списке покупателей приобрел его честным путем. Посредники, всевозможные подставные фирмы, исчезают так же быстро, как и появляются.
Подход не имеет ничего общего с классическим враждебным поглощением, при котором менеджмент отклоняет предложение. Речь идет о том, что предпринимателю делается предложение в духе "Крестного отца" Марио Пьюзо, от которого "он просто не может отказаться". Раньше часто использовался трюк, когда инициировалось конкурсное производство на основании действительного и поддельного исполнительного листа. После изменения закона о банкротстве стали эффективными другие методы. Теперь покупаются решения арбитражных судов, подделываются книги регистрации держателей именных акций, владельцы подвергаются угрозам и шантажу. Если возникает такая необходимость, то в действие включается штурмовая группа, которая захватывает объект, как рыцарский замок.
150 бойцов брали штурмом офис строительно-промышленной корпорации "Развитие". Бойцы успеха не имели, но компания сменила своих владельцев всего за 100 млн долларов. В течение нескольких месяцев у Сулеймана Керимова, самого состоятельного депутата Государственной думы, личное состояние которого оценивается в 7,5 млрд долларов, было право решать судьбу корпорации. "Он получает предприятие за 30 млн долларов, а продает за 500 млн" - так описывает экономический журнал Forbes принципы ведения бизнеса российского депутата. Алюминиевый барон Олег Дерипаска приобрел "Развитие" за 300 млн долларов.
Несмотря на очевидность того, что от нелегальных сделок по поглощению выигрывают в большинстве случаев только олигархи, следователи не в силах что-либо поделать. В отрасли речь идет о белых, серых и черных рейдерах. Белые рейдеры неумолимы, но действуют в рамках закона. Серые подделывают один или пару документов. Черные же рейдеры подделывают, подкупают судей и посылают на дело головорезов. Мародерами народного хозяйства становятся, в основном, бывшие сотрудники олигархов, которые наживаются на посреднических услугах.
"Злоупотребление властью наносит народному хозяйству огромный вред", - утверждает экономист Михаил Делягин. Для него рейдеры являются следствием политической системы. "Рейдеры только тогда имеют успех, если они действуют в условиях коррупции. Сначала нужно победить коррупцию". Однако и государство играет немаловажную роль. В деле ЮКОСа государство использовало все средства профессионального рейдера: государственные прокуроры и судебные исполнители проводили обыски в концерне. Суд практически всегда решал не в пользу компании. Были выдвинуты дополнительные налоговые требования в таком размере, что они повлекли за собой возникновение горы долгов. Владелец компании Ходорковский был упрятан за решетку.
Андрей Тюкалов, сам себя называющий белым рейдером, считает, что атакам подвергаются только неэффективные компании. "Такие люди, как я, совершенно нормальное явление для экономики страны". Однако ему возражает министр экономического развития и торговли Герман Греф. Деятельность рейдеров, считает министр, "имеет криминальный характер". Для поглотителей сделка выгодна. Фирма "Русский проект", во главе которой стоит Тюкалов, считает, что прибыль в размере 500% - типичное явление для рейдеров. Изменение законодательства, связанного с предпринимательской деятельностью, будет призвано эффективнее защищать права акционеров и владельцев. А на сегодняшний день пока отсутствует концепция борьбы с коррупцией.
До наступления 2008 года пройдет еще много времени, а Коновалов пока защищается собственными усилиями. За внушительное вознаграждение один антирейдер достал для него акции компании. С того времени, как Коновалов восстал из мертвых, его фирму огораживает колючая проволока.