То, что в этот понедельник Кофи Аннан присутствует на сессии Совета по правам человека наряду с представителями 47 стран, уже само по себе символично. В то время как другие реформы буксуют, создание этого нового ооновского института является успехом, который следует записать в актив генерального секретаря, хотя изначально он выступал - о чем говорится в его "Белой книге" от 21 марта 2005 года, - за более узкий состав Совета, члены которого избирались бы большинством в две трети голосов.
Но работа еще не завершена. Лишь будущая деятельность Совета покажет, позволит ли замена упраздненной Комиссии по правам человека, созданной в 1946 году, преодолеть политические препятствия, парализовавшие ежегодные дебаты во Дворце наций. В своих письменных ответах на наши вопросы Кофи Аннан говорит об этой передаче эстафеты и о том, насколько она важна для защиты свобод во всем мире. Эта проблема имеет важнейшее значение для Женевы и ее влияния на международной арене.
- О создании Совета по правам человека говорилось в вашей "Белой книге реформ". Какого нового импульса вы от него ожидаете? По каким критериям о нем будут судить?
- В последние месяцы мы в ООН добились исторического прорыва в области прав человека. Об "ответственности за защиту" было четко заявлено на межправительственном уровне. Бюджет Верховного комиссариата по правам человека был увеличен вдвое. Достигнуто соглашение по установлению более тесного сотрудничества между Верховным комиссариатом и Советом Безопасности. И был создан новый Совет по правам человека.
Хотел бы указать на два нововведения, характерных для вновь созданного Совета: это всеобъемлющие периодические обзоры и возможность Совета оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации в сфере нарушения прав человека.
Всеобъемлющий периодический обзор, детали которого должны быть уточнены в течение года, позволит обеспечить публичный обзор результатов всех 191 страны - члена ООН, начиная с членов самого Совета Безопасности. Все государства должны будут держать отчет за лакуны в области прав человека.
К тому же Совет будет собираться чаще и проводить более длинные сессии, чем это делала Комиссия. Более того, он сможет легко собирать чрезвычайные сессии и тем самым реагировать на неотложные ситуации.
Однако Совет будет эффективно работать лишь в случае, если государства-члены будут ему всемерно помогать. В конце концов, настоящим тестом будет проверка того, какая степень защиты будет предоставляться жертвам и в какой мере правительства - все правительства! - будут отвечать за выполнение своих обязательств в области прав человека.
- Соблюдение этих прав на местах остается проблематичным во многих странах - членах ООН. Не пришло ли время наказывать их за это?
- Да, государствами-членами был выработан большой корпус норм, и Совет будет добиваться их большего выполнения.
Совет не может заставить соблюдать эти нормы. Но его важная роль будет заключаться в том, чтобы способствовать их соблюдению, проливая свет на злоупотребления, оказывая помощь в случаях, когда нарушения вызваны нехваткой средств, и призывая к оказанию политического и морального давления в тех случаях, когда нарушения вызваны преднамеренным подавлением или недостатком политической воли, чтобы положить ему конец. Самим членам Совета пришлось взять на себя особые обязательства, чтобы быть избранными. Фактически членство в Совете тех, кто будет повинен в массовых нарушениях, может быть приостановлено.
В последние годы значительный прогресс был достигнут в вопросе об индивидуальной ответственности виновников самых одиозных нарушений - таких, как военные преступления, преступления против человечности, геноцид и этнические чистки. Здесь ООН также сыграла свою роль, поддерживая международные и смешанные трибуналы, пытаясь добиваться соблюдения универсальных законов, помогая осуществлению переходного правосудия и укрепляя национальные судебные системы.
- Мужчины и женщины ежедневно ведут борьбу за права человека. Какие обещания вы им даете?
- Лидеры общин, активисты и функционеры ООН по защите прав человека смело осуществляют по всему миру важнейшую функцию ради самых уязвимых категорий населения. Мой специальный представитель г-жа Хина Джилани продолжает свою очень важную работу по освещению положения правозащитников во всех странах мира. На Совете будет лежать особая ответственность в том, что касается выполнения положений Декларации о правозащитниках от 1998 года и оказания поддержки тем из них, кто борется за их соблюдение.
- Не являются ли сегодня всё более высокие барьеры, устанавливаемые западными странами с целью ограничения права на убежище, серьезным нарушением прав человека?
- В этом вопросе нам нужна ясность. Искать убежища от преследования и пользоваться этим убежищем - одно из основополагающих прав человека, зафиксированное в этом качестве Всеобщей декларацией прав человека, не говоря уже о других документах. С его соблюдением также существуют проблемы. Совет и его механизмы защиты хотели бы напомнить всем государствам об их обязанности соблюдать эту универсальную гарантию. Никакими аргументами, основанными на экономических соображениях или соображениях безопасности, нельзя оправдать отправку безвинного человека туда, где он рискует предстать перед своим мучителем или палачом.
- Женева - столица прав человека. Этот термин стал ритуальным. Будет ли Совет сохранять это положение?
- Как вы справедливо отмечаете, уже на протяжении десятилетий Женева является тем местом, где ООН проводит свою работу в области прав человека. Процедуры, которые будут проводиться новым Советом, еще только вырабатываются. Тем не менее, предполагается, что важнейшие сессии Совета будут проходить в Женеве. Но нельзя исключать, что другие сессии Совета будут проводиться за пределами Женевы.
- В этом году срок вашего мандата истекает. Каких кризисов эффективно работающий Совет по правам человека мог бы избежать? Предположим, что он уже существует...
- Не следует забывать, что Комиссия по правам человека - предшественница Совета - регулярно реагировала на некоторые случаи и вмешивалась в различные кризисы - в частности, через свои специальные механизмы и процедуры оперативного реагирования. Подразделения Комиссии отслеживали ситуации, публиковали подробные отчеты и предупреждали мир о реальной угрозе тех или иных кризисов. Проблема была в том, что государства, которые были в состоянии оказать помощь - и даже сам Совет Безопасности - не всегда эффективно реагировали на эти предупреждения. Об этом тяжело вспоминать, но специальный докладчик Комиссии по правам человека по вопросу казней за несколько месяцев предупредил о возможности геноцида в Руанде. Как это ни трагично, но эти предостережения были проигнорированы. Мы должны усилить связь между правозащитной программой ООН и ее механизмами безопасности. Вот почему поддержка идеи более тесного сотрудничества между Верховным комиссариатом и Советом Безопасности, выраженная Всемирным саммитом-2005, была так важна.
Что касается Совета по правам человека, то он унаследует механизмы работы Комиссии, которые будут дополнены новыми элементами, в частности, упрощенной процедурой реагирования на кризисы. Это важный шаг в верном направлении.