Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
19 июня 2007 г.

Кэм Симпсон | The Wall Street Journal

В сектор Газа рекой хлынуло оружие

Палестинские граждане делают запасы, страхи растут, цены падают, торговцев оружием становится все больше

Мустафе Ибрахиму 44 года. За всю свою жизнь он не помнит такого времени, когда огнестрельное оружие имели бы в его окружении почти все - соседи, хозяева магазинов, куда он ходит за продуктами, и даже близкие родственники. Теперь это время наступило.

"Нынче оружие здесь - точно сотовые телефоны", - говорит Ибрахим, сотрудник одной правозащитной организации в Газе. Ибрахим специализируется на сборе информации на местах. Только в январе этого года его организация насчитала в секторе 69 смертей от огнестрельных ранений - это более чем вдвое больше, чем за весь 2004 год. "Если тебе по карману сотовый, то наверняка по карману и автомат Калашникова", - говорит Ибрахим.

Дешевое оружие хлынуло на территорию широким потоком в последние два года. Его покупают не только бойцы военизированных группировок, но и мирные граждане, например торговцы и школьные учителя. На прошлой неделе часть этого арсенала была использована в зловещих целях: бойцы исламистского движения "Хамас" захватили власть в Газе, одержав верх над силами, верными движению "Фатх" (скорее секулярному по своему характеру). В результате вооруженных столкновений в густонаселенных районах погибли, ориентировочно, 116 и ранены более 500 человек.

Спрос на огнестрельное оружие подпитывается целым рядом факторов, которые в сочетании образуют взрывоопасную смесь. Рядовые палестинцы все больше беспокоятся за себя в условиях междоусобной борьбы, опасаясь, что поддержанием правопорядка никто не будет заниматься. На территории, где 80% населения питаются тем, что получают в качестве гуманитарной помощи, отчаянное материальное положение толкает все новых и новых людей на торговлю оружием. А через проницаемую границу сектора Газа с Египтом поступает все больше и больше оружия, что, в свою очередь, стимулирует тревоги и, следовательно, спрос.

По словам израильских официальных лиц, приток оружия, которые имеет место в последнее время, многократно затмевает все, что наблюдалось здесь со времени арабо-израильской войны 1967 года. Государственная служба безопасности Израиля "Шин-Бет" полагает, что только в 2005-2006 годах в сектор поступило примерно 25 тыс. автоматов. При пересчете на душу населения: это все равно, как если бы в Нью-Йорк ввезли 135 тыс. автоматов. Палестинское население сектора Газа составляет 1,5 млн человек, скученных на территории не больше, чем город Уичита в Канзасе.

Палестинские официальные лица и торговцы оружием в Газе, в большинстве своем пожелавшие остаться анонимными, подтверждают: распространение оружия действительно настолько широко. Торговцы оружием из Газы считают данные о количестве автоматов, приведенные "Шин-Бет", заниженными. К тому же израильская статистика не учитывает количество единиц оружия, переданных в течение прошлого года "Фатху", - отгрузку этих партий координировали США и Израиль.

Мало того, на территорию также поступают тысячи пистолетов и револьверов. Самые дешевые и распространенные - полуавтоматические, китайского производства. Это копии знаменитых американских брендов - полуавтоматические револьверы "Кольт" 45-го калибра. Стоят они от 700 долл. На многих из них стоит фальсифицированное клеймо Made in USA рядом с логотипом китайского государственного конгломерата Norinco (производство оружия - одна из крупнейших сфер его деятельности).

"В прежние времена, когда мой отец привозил в Газу огнестрельное оружие, большинство людей и в глаза его не видало, - вспоминает член могущественного клана Дугмуш из Газы - семьи, которая уже длительное время доминирует в секторе торговли оружием. Он просил не называть его личного имени. - Теперь оружие привозят все".

С появлением многочисленных новых продавцов и увеличением предложения цены "черного рынка" резко упали. По словам торговцев, стандартный автомат наподобие "Калашникова", еще года два назад стоивший в Газе 2800 долл., теперь можно купить за 1400. Прежним монополистам приходится контрабандой доставлять в сектор и продавать все больше оружия, чтобы их доходы не снижались.

Некоторые опасаются, что сектор Газа станет "законодателем моды" на оружие в регионе, раздираемом межрелигиозными, геополитическими и фракционными противоречиями. В некоторых районах на юге и западе Ирака без огнестрельного оружия уже нельзя обходиться в быту. В отдельных частях палестинского Западного берега Иордана и даже в Иордании наблюдаются первые признаки зарождения сходных тенденций, - говорят сотрудники спецслужб и правозащитных организаций, отслеживающих распространение оружия и деятельность торговцев. В Ливане хорошо вооруженная группировка, симпатизирующая "Аль-Каиде", несколько недель сражалась с ливанскими солдатами, убив десятки человек. Ее успех во многом объяснялся широкой доступностью оружия.

"Все готовятся воевать, - говорит один высокопоставленный сотрудник израильских спецслужб. - Неважно, сколько у тебя в наличии, все хотят большего".

Чтобы удовлетворить спрос на оружие на Ближнем Востоке, появляются новые источники поставок и маршруты ввоза. В Судане за несколько лет вооруженного конфликта скопился гигантский арсенал. Хотя ООН старается проводить в жизнь эмбарго на торговлю оружием, наложенное резолюцией Совета Безопасности от 2005 года, чтобы предотвратить его поступление в Дарфур (область Судана), из этой африканской страны поступает огромное количество огнестрельного оружия, которое, как правило, стоит недорого, - сообщают как бывшие и действующие сотрудники израильской разведки, так и некоторые крупные торговцы. Последние, по их словам, сами реализуют такое оружие.

Но в отличие от ситуации в секторе Газа, в других ближневосточных "горячих точках" цены на оружие резко подскочили: страх накапливается, стимулируя спрос, но механизмы, препятствующие торговле оружием, остаются относительно эффективными. На "черных рынках" Западного Берега Иордана, Ливана и Иордании за последние два-три года цены выросли примерно вдвое. Это сообщают торговцы, полевые командиры (они приобретают большие партии оружия и боеприпасов), бывшие и нынешние сотрудники разведки и полиции, а также активисты общественных организаций, отслеживающих распространение оружия.

Кровавый захват власти

Вышеупомянутый Ибрахим, сотрудник правозащитной организации, утверждает, что после кровавого захвата власти в секторе Газа хамасовцами требуются решительные действия не только для того, чтобы перекрыть каналы поступления оружия, но и чтобы разобраться с тем, что уже находится у граждан на руках. "Хамасу" следует начать "сбор нелегального оружия, которое заполонило сектор Газа", говорит Ибрахим, и срочно запретить людям ношение оружия в общественных местах.

В начале этой недели из Газы сообщили, что попытки разоружить некоторые группировки уже влекут за собой новое кровопролитие. А поскольку Израиль, США и другие государства утверждают, что будут бойкотировать "Хамас" в секторе Газа и поддерживать чрезвычайное правительство, сформированное в минувшие выходные лидерами "Фатха" на Западном Берегу, видимо, беды Газы будут только нарастать.

Много лет оружейный "черный рынок" в секторе Газа имел довольно скромные масштабы. В течение значительного периода в 1980-1990-х покойный лидер ООП Ясир Арафат принимал меры для того, чтобы лишь верные ему люди имели оружие, и палестинцы в большинстве своем направляли свое оружие против Израиля. Контроль Израиля за границами сектора также препятствовал широкомасштабной контрабанде этого товара.

Оружие все-таки ввозилось, но лишь нескольким кланами, у которых были хорошие связи. На улицах его можно было увидеть редко - разве что во время стычек с израильскими военными или в том случае, если одна из вооруженных группировок, которыми сектор Газа изобилует, устраивала парад. Согласно закону, принятому в 1998 году Палестинским законодательным советом, иметь, носить при себе и продавать огнестрельное оружие запрещается почти всякому, а за нарушение полагается штраф и тюремное заключение.

В 2004 году Арафат умер, и в палестинской среде возник вакуум власти. Напряженность обострилась. По словам жителей Газы и торговцев оружием, "праздник оружия" начался в сентябре 2005 года, когда Израиль вывел постоянные воинские контингенты и гражданские поселения с территории, которую занимал с 1967 года.

Остатки

Уйдя из сектора Газа, Израиль также снял своих пограничников с южной границы с Египтом. Задача по ее охране перешла к Палестинской администрации - квазиправительству палестинцев. Не прошло и нескольких часов, как огромные партии автоматов, боеприпасов и взрывчатки, хранившиеся много лет в Синайской пустыне в Египте, потекли через границу в Газу, - говорят высокопоставленные сотрудники израильских спецслужб и торговцы оружием из сектора.

Поскольку простые жители Газы внезапно смогли свободно посещать Египет, практически все, что только могло стрелять, из Синайской пустыни перетащили в сектор, рассказывают торговцы оружием. "Это были остатки. Самое плохое оружие", - говорит Дугмуш, сидя в пластмассовом кресле в пыльном дворике своего дома в городе Газа. Вокруг высятся многоэтажные дома, в основном пустующие. Одиннадцать коз выискивают последние травинки.

После чрезвычайно жесткого нажима со стороны израильских властей Палестинская администрация через неделю закрыла границу.

Усиленная охрана границы заставила контрабандистов в буквальном смысле рыть землю. Город Рафах как бы оседлал границу: бетонная стена 26-футовой высоты разделяет его - а заодно многие из живущих в нем семей - на две части, египетскую и "газскую". Контрабандисты давно уже прокопали под Рафахом тоннели. Когда-то эти "оружиепроводы" контролировались преимущественно семьей Дугмуш и еще двумя могущественными кланами из Газы, признает наш источник из числа Дугмушей.

Однако в последние несколько лет предприимчивые "фрилансеры" соорудили новые тоннели. Некоторые из них прокладываются специальными мини-комбайнами и настолько невелики, что в них можно проталкивать только оружие, упакованное особым образом. Значительная часть товара поступает из Судана, говорят Дугмуш и другие торговцы.

Барыш невелик

Конкурент Дугмуша подтверждает, что соперничество в этом секторе торговли все усиливается. С гордостью демонстрируя русские автоматы и китайские гранатометы 40-миллиметрового калибра, попавшие в Газу через тоннели Рафаха, он говорит, что барыш от их продажи настолько мал, что только на покрытие расходов на тоннель ему приходится реализовывать, самое малое, 1000 единиц оружия.

В Израиле публично обсуждались самые разные схемы пресечения контрабанды - предлагалось, например, поручить это международным силам или выкопать гигантский ров. Израильские власти неоднократно призывали Египет активнее противодействовать контрабандистам. Египетские официальные лица заявляют, что стараются принимать меры, опасаясь хаоса на границе и боясь укрепления "Хамаса", который является ответвлением запрещенной египетской организации "Братья-мусульмане". В то же самое время египтяне ссылаются на то, что тоннели нелегко обнаружить, а это затрудняет работу пограничников. "Это же вам не Холленд-таннел между Нью-Йорком и Нью-Джерси", - отметил высокопоставленный египетский чиновник из Каира, пожелавший остаться анонимным.

Тем временем оружие поступает в сектор Газа и по более официальным каналам. После поразительной победы "Хамаса" на выборах в ПА в январе 2006 года между бойцами этого движения и сторонниками движения "Фатх", основанного Арафатом, в секторе Газа начали возникать все более ожесточенные столкновения. В данный момент главой "Фатха" является Махмуд Аббас, законно избранный (на отдельных выборах) президент Палестинской автономии.

Аббас обратился к США с просьбой помочь ему в борьбе с исламистами. Американские и израильские официальные лица признают, что помогли доставить "Фатху" как минимум две крупных партии оружия и боеприпасов, когда на улицах Газы разгорелись бои между враждующими фракциями. Разглашать подробности они отказываются. Теперь, после сражений прошлой недели, значительная часть оружия "Фатха" в секторе Газа наверняка попала в руки хамасовцев.

Но Ибрахима и многих других мирных жителей беспокоит не только оружие в руках бойцов группировок, но и тот факт, что оружию с "черного рынка" свойственно умножаться. Простые люди, говорит Ибрахим, "начинают раздобывать оружие для самозащиты".

Эта жажда чувствуется и в 30 милях от сектора Газа, на Западном берегу Иордана. Хотя эта территория не столкнулась с такими массированными боями, как сектор Газа, растущие трения между "Хамасом" и "Фатхом" способствуют спросу на оружие и, соответственно, росту цен на него, говорит Юсеф Озреаль, начальник гражданской полиции ПА в районе Наблус. На Западном Берегу приличный M-16 подорожал с 5 тыс. долл. до 11 тыс., говорит Мадхи Абу Гхазали, командир регионального отделения "Бригады мучеников Аль-Аксы", военизированной группировки движения "Фатх".

Цены растут еще и потому, что могущественные кланы Западного берега запасаются оружием в широких масштабах. Дело в том, что нарастание нестабильности и хаоса заставляет палестинцев полагаться в своей безопасности на самих себя, отмечают представители палестинских и израильских служб безопасности. Палестинские чиновники и торговцы оружием отмечают, что почти все из торговцев в Наблусе - а их насчитываются тысячи - недавно приобрели оружие, чтобы защитить свои лавки от грабежей.

В городе Газа организация "Палестинская независимая комиссия за права граждан", сотрудником которой является Ибрахим, уже не хочет ограничиваться простым отслеживанием правонарушений, связанных с огнестрельным оружием. Она надеется изыскать средства для исследования вопроса о распространении оружия в секторе Газа, а затем подготовить проект закона о решении этих проблем и лоббировать его. Эти планы были озвучены после того, как на прошлой неделе "Хамас" силовым путем захватил власть.

Ибрахим, отец четырех дочерей и троих сыновей, наблюдает последствия на своей собственной улице. "Самая большая проблема в том, что стоит людям о чем-то поспорить, как они немедленно хватаются за оружие, - говорит он. - Нынче люди говорят с друг другом через прицел автомата".

В начале этого года Ибрахим наблюдал в собственном доме то, что отслеживает на работе. Только одна из его дочерей вернулась в комнату с балкона в его квартире в районе Тель-эль-Хава в городе Газа, как в гостиную залетели шальные пули. С тех пор, говорит Ибрахим, его дети живут в постоянном страхе.

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru