Двойной прорыв на Ближнем Востоке: Израиль соглашается на перемирие с "Хамасом", и, кроме того, премьер Ольмерт хочет начать прямые переговоры с Ливаном. Но это мирное наступление происходит не само по себе - Ольмерт борется за собственное политическое выживание
Эхуд Ольмерт демонстрирует себя в новой роли - "министра мира". Сначала израильский премьер сказал "да" спорному перемирию с радикально-исламистским "Хамасом" в секторе Газа, которое было достигнуто в результате переговоров при посредничестве Египта.
Затем еще один сюрприз: Ольмерт заявил, что заинтересован в переговорах с ливанскими властями. Прямые двусторонние переговоры - вот тот путь, который приведет к заключению мирного договора с северным соседом.
На прошлой неделе Ольмерту даже удалось воодушевить главу Госдепа США Кондолизу Райс на короткую поезду в Бейрут, сообщил один израильский дипломат. Он попросил ее донести до ливанских властей его стремление к достижению мира. Как сообщил пресс-секретарь Ольмерта, он готов говорить с Ливаном по спорным вопросам.
Ольмерт осторожно прощупывает обстановку и в Дамаске. При посредничестве Турции израильские и сирийские посланники проводят переговоры относительно будущего в согласии. Затем Ольмерт планирует даже встретиться с президентом Сирии в Париже, дабы придать переговорам новый импульс.
Заявления вовне, результат внутри
Обещания в адрес Газы, Бейрута и Дамаска - это просто пустые слова, считает израильский дипломат, который по понятным причинам пожелал сохранить инкогнито. Тот, кто действительно стремится к установлению мира на Ближнем Востоке, делает сперва ставки на секретные переговоры. А высокопарные заявления никогда не способствовали делу. Как правило, они преследуют внутриполитические цели.
И Ольмерт здесь не исключение. Он уже несколько месяцев ведет борьбу за политическое выживание.
62-летний израильский премьер подозревается в коррупции - речь идет о незаконных пожертвованиях в кассу партии. Будучи мэром Иерусалима, а затем и министром промышленности и торговли, он в течение многих лет предположительно получал от одного американского бизнесмена "значительные суммы", в общей сложности составившие несколько сотен тысяч долларов.
Эта афера может уже в скором времени стоить Ольмерту карьеры. 17 июля будут заслушиваться показания одного важного свидетеля. Если вслед за этим прокурор предъявит главе правительства обвинение, Ольмерт будет вынужден подать в отставку.
Временный премьер
Ольмерт, временный премьер, уверен, что выйдет сухим из воды, - и клянется в своей невиновности. Возможно, он считает, что как адвокат знает необходимые трюки для того, чтобы вытащить голову из петли. Похоже, его не особенно волнуют показания главного свидетеля. Он убежден в том, что все подозрения на его счет рассеются в воздухе. Своих доверенных лиц он заверил, что снова будет выставлять свою кандидатуру на премьерскую должность, - те не совсем поняли, надо это воспринимать как ободрение или как угрозу.
Снижение авторитета Ольмерта в его собственной стране имеет и внешнеполитические последствия: он перестал быть надежным партнером в крупномасштабных миротворческих проектах. В Иерусалиме над ним уже посмеиваются, называя "министром заявлений". По словам одного высокопоставленного чиновника, в последние дни на премьерском посту Ольмерт хочет показать своим избирателям и всему миру, что он может на что-то повлиять, если останется премьер-министром. А это еще вопрос.
Внутри партии от него на дистанции держатся даже самые лучшие друзья. Популярность Ольмерта среди населения упала настолько, что его партия "Кадима" на выборах вынуждена ожидать значительных потерь. Как заявил один израильский дипломат, "Ольмерт стал для своей партии ипотекой".
Преемница уже готова
На этом фоне у министра иностранных дел Ципи Ливни есть все шансы сменить Ольмерта на посту лидера партии и стать главой правительства. Юрист по образованию, Ливни имеет еще мало политического опыта. Кроме того, она осторожничает при принятии решений и холодна в общении. Но именно в эти дни, когда СМИ так интенсивно сообщают о коррупции, у Ливни есть одно решающее преимущество. Она считается "чистой", и никто не выражает сомнений, не действовала ли она когда-либо с целью обогатиться.
Сегодня ключ к политическому выживанию Ольмерта находится в руках Эхуда Барака, лидера "Аводы". Конечно, он может обрушить правительство, выйдя из коалиции. Но это повлечет за собой досрочные выборы, а даже беглый взгляд на результаты опросов свидетельствует о том, что его соратники по партии получат не 19, а только 15 мандатов в Кнессете. Это лишит Барака шансов остаться на посту министра обороны, не говоря уж о возможности возглавить правительство. Поэтому он не заинтересован в досрочных выборах.
При подобном раскладе Барак делает ставки на Ливни. Он надеется воспользоваться ее неопытностью, чтобы, по мнению политических наблюдателей в Иерусалиме, стать самым сильным политиком в правительстве.
Вполне возможно, что Ливни сможет при помощи сдержанной дипломатии реализовать обещания мира, которые Ольмерт сегодня раздает направо и налево.