"В эти дни по выпускам новостей может сложиться впечатление, что в Европе господствует политика унижения", - замечает обозреватель The Guardian Натали Нугайред. Из Греции и России доносятся жалобы на то, что эти страны - жертвы угнетения, их гордость попрана, их благосостоянию угрожают враждебные внешние силы. Правда, это следует воспринимать в контексте дипломатии: "Переговоры Греции с кредиторами дошли до черты кризиса. Российский режим, в прошлом году начавший войну на Украине, проводит стратегию, цель которой - к своей выгоде переписать правила "периода после холодной войны".
Но ощущение униженности - неподдельное.
Обозреватель вопрошает: "Во-первых, были ли сознательные намерения кого-то унизить? Во-вторых, если действительно требуется жест примирения, должны ли предполагаемые виновники унижения покаяться в полной мере?" Журналистка отвечает отрицательно.
Причины экономических трудностей в Греции и России - меры жесткой экономии, снижение доходов или последствия санкций. Но ни Запад, ни Европа никогда не намеревались попирать национальную гордость этих стран, считает автор.
"Например, если бы действительно была долгосрочная кампания против России, в 1991 году тогдашний президент США Джордж Буш-старший приветствовал бы стремление Украины к независимости. Но он, наоборот, публично выступил против", - говорится в статье.
На деле в 1990-х делалось все, лишь бы не унизить Россию, считает Нугайред, упоминая о западной помощи и приглашении России в Совет Европы, в "большую семерку" и ВТО (Россия вошла в ВТО в 2012 году, переговоры длились с 1993. - Прим. ред.). "Установились осторожные отношения между НАТО и Россией", - говорится в статье. Европа закрывала глаза на войны в Чечне. ЕС вступил в "стратегическое партнерство" с Россией.
Но у России все равно возникло чувство, что она унижена. Автор признает, что иногда покровительственная манера Запада была бестактной. Но главная причина - Запад не учел "менталитета российской правящей касты". В первом десятилетии ХХI века Запад относился к России с добродушным невниманием, принимая желаемое за действительное. "Но годы шли, а Россия не могла модернизироваться, и путинский режим взялся перекладывать на Запад вину за собственную неспособность что-то сделать", - пишет обозреватель.
Что касается Греции, то лидеры ЕС неверно оценили ее уровень. "Последствия того, что ради перехода на евро Греция подправила свою экономическую статистику, ощущаются доныне", - говорится в статье.
ЕС неправильно боролся с кризисом еврозоны, а меры жесткой экономии сильно ударили по Греции. Но текущее положение в Греции - не в последнюю очередь результат решений ее выборных правительств, считает автор. "Ципрас регулярно умалчивает о том, что крупные олигархические структуры и православная церковь бегут от налогообложения. В политическом плане ему удобно винить во всем внешние силы", - говорится в статье.
Автор советует: те, кто ведет переговоры с "униженными", могли бы признать свои ошибки ("к России отнеслись с благодушным невниманием, а Греции предписали чрезмерные меры жесткой экономии").
"Но, по-моему, это станет возможно лишь в том случае, если россияне и греки найдут способ борьбы со своими внутренними недостатками. От унижения можно оправиться, лишь осмыслив полную картину своего прошлого, а не его упрощенную, подправленную тобой самим версию", - заключает автор.