Новосибирск, Россия. - В этом сибирском регионе, который долгое время ассоциировался с ГУЛАГом и невзгодами, покупатели прошлой зимой набросились на магазин Ikea с энергичностью бунтующих шахтеров. Они наполнили большие желтые магазинные тележки одеждой, посудой, бытовой техникой и мелкими предметами мебели.
Магазин Ikea и торговый комплекс МЕГА, которые открылись в прошлом году на берегу реки Обь, благодаря накопленному покупательскому интересу и нефтяным рублям ожидают 12 млн посетителей в 2008 году, которых не беспокоит экономическая нестабильность, охватившая весь остальной мир. Сибирь, где покупатели еще недавно стояли в длинных очередях за продуктами с карточками на продовольствие, невероятным образом оказалась в эпицентре покупательного бума. По мере того, как в Соединенных Штатах розничный бизнес идет на спад, такие провинциальные российские города, как Новосибирск, становятся целями ретейлеров и застройщиков торговых центров со всего мира. Торговые центры в этом регионе привлекают менеджеров даже из таких дальних регионов, как Калифорния.
На больших просторах России, на участках, расчищенных от березового леса и ветхих заводов на территориях бывших аэропортов и колхозов, в считанные месяцы строятся коробки магазинов. Как ожидается, в этом году в России откроется в два раза больше торговых площадей, чем в любой другой европейской стране, а в Европе в этом году откроется больше торговых центров, чем когда-либо.
Все эти торговые площади являются очагами потребительской культуры в промышленных городах, в которых она раньше не была развита.
"Глаза разбегаются, сколько всего можно купить", - воскликнула в продуктовом отделе торгового комплекса МЕГА пенсионерка Татьяна Саламатина, в прошлом - инженер на одном из военных заводов города. "Лучше брать корзину", а не тележку, советует она, "потому что тогда вы сможете понять по весу, что набрали слишком много".
Для Москвы, которую всегда наводняли деньги из нефтяной и других отраслей, торговые комплексы - не новинка. При этом в Москве и области до 2010 года откроется 38 торговых комплексов.
В новинку распространение богатства в российской провинции, которая была бедной на протяжении веков.
Открытие торговых комплексов в Сибири окрашивает грязно-серый ландшафт окраин этих городов в зеленые и пурпурные люминесцентные краски и дает лучик надежды ретейлерам, бизнес которых застопоривается в других местах.
Розничная торговля в России стала таким привлекательным бизнесом, что Ernst & Young и KPMG в прошлом месяце указали на этот сектор на мероприятии для инвесторов в Лондоне.
В качестве свидетельства того, какое влияние оказывают нефтяные деньги на ретейлеров в период рекордных цен на нефть, российские застройщики, как ожидается, откроют 4,6 млн квадратных метров, или 49 млн квадратных футов торговых площадей в торговых центрах во второй половине 2007 года и в 2008 году, по данным розничной компании Cushman & Wakefield.
Это более чем вдвое превышает площадь торговых центров, открытие которых запланировано в Польше, европейской стране со второй по объему сетью готовящихся к открытию торговых комплексов.
"Ретейлеры хотят воспользоваться невероятной покупательной способностью в этих городах", - отметил Чарльз Слейтер, партнер, работающий с российским представительством Cushman & Wakefield, которое консультирует застройщиков торговых комплексов в российской глубинке.
"Идет борьба за землю". Эта еще одна причина, почему негусто застроенная Сибирь так популярна.
Застройщики обращаются к 12 провинциальным городам России с населением свыше 1 млн человек - островкам благосостояния с притоком мигрантов из сельской местности и с растущей потребительской способностью, созревшим для открытия торговых комплексов.
Эта розничная стратегия, известная здесь как "миллионы", проводится ведущими западными ретейлерами, включая Ikea и французскую продуктовую сеть "Ашан".
Этот подход превратил Сибирь, которая не часто ассоциируется с торговлей, в "цель на экране радара" для застройщиков торговых комплексов, отметил Джефф Кершоу, бывший менеджер торговых комплексов Калифорнии, а теперь партнер в Москве компании по операциям с недвижимостью CB Richard Ellis.
Открытие торговых центров в России было таким многообещающим, что Ikea, частная компания, которой владеет шведская семья Кампрад, добавила побочный бизнес в торговые комплексы по франшизе МЕГА, используя Ikea как якорного арендатора.
Крупнейший мировой ретейлер Wal-Mart рассматривает возможность расширения на российский рынок, несмотря на задержку запланированной экспансии в Германию, где ему пришлось отступить перед лицом местной конкуренции.
Компания предприняла еще один шаг по направлению к России в апреле, наняв немецкого ветерана розничной торговли Стефана Фандери для изучения возможностей бизнеса в бывшем Советском Союзе.
Для Wal-Mart стремление к экспансии на пограничные рынки очевидно. В 2007 году объем продаж в 14 странах за пределами Соединенных Штатов вырос на 17% - по сравнению с ростом на 6% в самих США.
Россия, вечно конкурирующая с Соединенными Штатами, тесно соперничает и в новой сфере конкуренции: по размеру торговых центров.
Торговый комплекс "Белая Дача" под Москвой, построенный Ikea по тому же принципу, что и торговый центр в Новосибирске, открылся в 2004 году. Он включает в себя 330 тысяч кв. метров, или 3,6 млн кв. футов внутреннего пространства, что почти равно по площади крупнейшему торговому комплексу США, Mall of America, рядом с Миннеаполисом, размер которого составляет 3,5 млн кв. футов. Эта цифра не включает в себя парк развлечений Mall of America площадью 7 акров.
В некоторых городах России переизбыток площадей торговых комплексов уже становится проблемой. Например, по данным московского представительства CB Richard Ellis, в Казани, городе на реке Волге, столько же торговых площадей на душу населения, как в Париже. Хотя накопленный спрос на автомобили, мобильные телефоны и мебель все еще не удовлетворен, Сибирь остается Сибирью. Зимы длинные, расстояния огромные. И история первого магазина Ikea отразила некоторые характерные проблемы.
Дирк Хаммерштейн, менеджер магазина в Новосибирске, утверждает, что российские покупатели, многие из которых живут несколькими поколениями в маленьких квартирках, в декабре набросились на диваны. В условиях сибирских снегопадов это стало настоящим испытанием для его слабо развитых линий снабжения, проходящих по плохим дорогам до самой Москвы.
Колонны грузовиков, которые он направил за новыми диванами в логистический центр Ikea под Москвой, проделали расстояние 2050 миль в одну сторону. Ему удалось обеспечить полный ассортимент товаров в самом дальнем магазине сети Ikea.
Но диваны являются новым - и в некотором роде, лучшим - видом дефицита для Сибири.
По данным исторического музея города, осенью 1947 года пища здесь была такой скудной, что детей отправляли в поля выбирать зерна пшеницы из соломы после того, как пройдут комбайны.
А в 1993 году городские власти ввели талоны на продовольствие. Выполненные в жизнерадостных красных, синих и желтых тонах, они давали неверное представление о той нищете, которую они символизировали. Эти маленькие бумажки позволяли жителям приобрести ограниченное количество основных продуктов питания, таких как сосиски, сахар и мука. На одном из таких талонов было написано просто "животное масло".
Теперь набор талонов за февраль 1992 года хранится под стеклом в музее.