Перед намеченными на среду выборами в Грузии конфликт с Россией обостряется
Туман в Кодорском ущелье, было сказано в администрации грузинского президента Михаила Саакашвили, сделал невозможными полеты в этот отдаленный кавказский регион. Нужно дожидаться улучшения погоды. Не случайно президент самолично заинтересовался метеосводкой из пограничного региона, представляющего собой маленькое пятно на географической карте его страны. Ведь Кодорское ущелье находится в центре грузино-российского кризиса, завертевшегося вокруг мятежных грузинских республик, Абхазии и Южной Осетии, поддерживаемых Россией. Перед выборами в Тбилиси, намеченными на среду, даже прозвучали слова об опасности войны.
Эти конфликты тлеют с начала 1990-х годов. Тогдашнее грузинское руководство хотело военным путем подавить абхазское стремление к независимости, ввело войска в провинцию, опустошило ее в кровавой войне, а потом было вынуждено спасаться бегством. Более 200 тысяч грузин, проживавших в Абхазии, были изгнаны из республики; на родину они не могут вернуться по сей день. Согласно мирному договору демилитаризованная зона была проложена вдоль реки Ингури, российские войска с согласия абхазов и грузин, близких тогда к поражению, взяли на себя роль миротворцев.
Однако их присутствие в регионе постоянно вызывало напряженность. С тех пор как президент Саакашвили пожелал вступить в НАТО, Москва систематически оказывает на Грузию давление, в частности через экономическую блокаду. После того как вопреки воле Москвы Косово получило независимость, действия России стали наступательными. Были установлены прямые отношения с сепаратистскими режимами в Абхазии и Южной Осетии. Саакашвили расценил это как агрессию, грузинская армия направилась к абхазской границе и в верхнюю часть Кодорского ущелья. Никаких войск, утверждает руководство в Тбилиси, только полицейские силы. В данный момент это нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть - в ущелье спустился туман.
Москва отреагировала на это усилением своего так называемого миротворческого контингента. Мэтью Бриза, сотрудник Госдепа США, после посещения абхазской столицы Сухуми сказал, что он впервые в жизни видел миротворческие войска, имеющие на вооружении тяжелую артиллерию.
Войны не будет, так как ее не хотят ни абхазы, ни русские, ни грузины. Однако шумиха на руку всем участникам конфликта. Абхазы могут настаивать на увеличении российской поддержки вплоть до организации военных баз. Москва уже усилила свое военное присутствие. Саакашвили, со своей стороны, пытается втянуть в конфликт европейцев и американцев, позиционируя разногласия с Москвой как борьбу за западные демократические ценности. В предвыборной кампании он может разыгрывать национальную карту. Мировая общественность встревожена, в Тбилиси же, напротив, в этот уик-энд царило полное спокойствие.
Также по теме:
Сбор вокруг ущелья (The Economist)