Отправка подразделений Сил самообороны в Ирак будет первым и, возможно, самым значительным вызовом, брошенным оппозиции коалиционным правительством Дзюнъитиро Коидзуми, которое осталось у власти после прошедших выборов в нижнюю палату парламента. Теперь, вплоть до выборов в верхнюю палату, которые состоятся летом будущего года, администрация Коидзуми будет всецело сосредоточена на проблемах внешней политики и безопасности Японии.
Во время избирательной кампании правящая Либерально-демократическая партия (ЛДП) поддерживала решение правительства послать войска Сил самообороны (ССО) в Ирак, в то время как Демократическая партия Японии (ДПЯ) выступила против этой акции. Но все же вопрос об отправке японских военных в Ирак не стал решающим фактором, определившим исход предвыборной борьбы.
Кроме того, премьер-министр так и не сумел подробно объяснить народу цель отправки в Ирак подразделений ССО. Тем временем в Ираке продолжают взрываться бомбы террористов.
Один из членов кабинета министров, будучи в явном замешательстве, пояснил: "Сначала мы должны послать в Ирак патрульные автомобили и другую технику, необходимую для поддержания порядка. Затем туда будет послан авиаотряд ССО, в задачи которого будет входить доставка грузов воздушным путем. И наконец, после тщательного изучения ситуации в Ираке мы должны решить, посылать нам туда сухопутные подразделения ССО или нет. Но я не понимаю, почему мы должны делать все сразу и в такой спешке".
Недоумение министра вполне понятно. Наша помощь Ираку должна быть направлена исключительно на то, чтобы содействовать его народу в "строительстве нации". И если Япония непременно должна послать туда подразделения ССО, то было бы наиболее разумно ограничить их миссию обеспечением воздушных транспортных перевозок.
Администрация Коизуми все еще с беспокойством вспоминает о той травме, которую японское правительство получило во время предыдущей войны в Персидском заливе, когда США остро критиковали Японию за "дипломатию чековой книжки" и ее явное нежелание участвовать в этой акции. Поэтому сейчас администрация Коидзуми стремится активно включиться в иракскую кампанию, чтобы не лишиться доверия Вашингтона.
Авторитетный американский дипломат, работающий в Японии уже много лет, тоже разделяет тревогу министра.
"Если в Ираке с японскими военными что-нибудь случится - а несчастные случаи там происходят постоянно, - какое количество потерянных жизней своих граждан будет "приемлемым" для японского народа?" - спросил он мрачно.
Со своей стороны, он опасается, что, если количество несчастных случаев превысит "допустимый" предел, участие Японии в восстановлении Ирака будет немедленно прекращено. А если это произойдет, основы сотрудничества между США и Японией в сфере безопасности, которые обе страны столь тщательно выстраивали все эти годы, могут быть сильно подорваны.
После террористической атаки 11 сентября 2001 года Коидзуми начал укреплять связи с президентом Джорджем Бушем и активно поддерживал все военные акции США в Афганистане и Ираке. Первый крупный дипломатический акт Коидзуми как начался, так и завершился полной поддержкой Соединенных Штатов.
Поскольку доверие между лидерами двух стран является ценнейшим дипломатическим активом Японии, Коидзуми следует и в дальнейшем прилагать усилия в этом направлении. Однако столь поспешное решение Коидзуми послать отряды ССО в Ирак и явная демонстрация своего политического пристрастия к Соединенным Штатам ставят премьера в довольно неловкое положение.
Но дипломатия Коизуми и его исключительная преданность Соединенным Штатам должны в то же время сочетаться и с "весомостью" Азии на международной арене. Его посещения храма Ясукуни вызывают негодование Китая и Южной Кореи, что негативно отражается на развитии отношений с этими странами. Каждый раз, когда Коидзуми посещает этот храм, отношения Японии с Китаем и Южной Кореей становятся напряженными. И чем больший вес во взаимоотношениях со странами Азии обретает отношение сторон к инцидентам прошлого, тем больше премьер-министр Японии склоняется к Соединенным Штатам. Эта тенденция стала препятствием на пути укрепления доверия со странами Азии и все более втягивает Японию в порочный круг.
Сейчас пришло время выйти из этого тупика. Второй акт дипломатии Коидзуми должен начаться с серьезного отношения к странам Азии и выработки четких принципов восточной дипломатии. Необходимо, чтобы на смену принципа "дацу-a" ("выход из Азии") пришел принцип "ню-a" ("вхождения в Азию").
Повышение роли Китая в мировой политике и его лидирующее положение на мировом рынке не должны негативно отразиться на Японии, и в своих взаимоотношениях с Китаем Япония обязана проявлять особое терпение. Экономика, региональное сотрудничество и единая позиция по проблеме Северной Кореи - вот три основных направления, в которых следует искать взаимные интересы и которые могут сблизить Японию с ее соседями в Азии.
В свою очередь, некоторые руководители Китая уже начинают говорить о том, что Китаю тоже следует пересмотреть свою политику в отношении Японии, которая зачастую все сводит к проблемам исторического характера. Пекин вовсе не испытывает неприязни к Коидзуми. Недавно в одной из частных бесед старый китайский дипломат сказал: "Премьер-министр Коидзуми публично отверг теорию китайской угрозы и подчеркнул, что Китай ничем не угрожает безопасности Японии. Китай высоко оценивает это заявление".
Отношения с Северной Кореей, которые переживают кризис, тоже необходимо улучшать. Проблема с похищениями граждан Японии северокорейскими спецслужбами зашла в тупик, и нет даже признаков того, что премьер-министр намеревается ее решить. Помимо участия в шестисторонних переговорах правительство Японии должно стремиться к улучшению отношениий с Северной Кореей, развивая с ней двусторонние связи.
В конце этого года в Токио будет проходить встреча глав государств-членов АСЕАН. Коидзуми предоставляется идеальная возможность повернуть восточную дипломатию Японии в нужное русло.
Члены АСЕАН хотят, чтобы Япония более активно сотрудничала со странами Азии, открыла для них свой внутренний рынок, разрешила поставки в Японию продукции сельского хозяйства и заключала с ними прямые соглашения о свободной торговле.
В условиях, когда очередной раунд переговоров в рамках Всемирной торговой организации не дал положительных результатов, Япония должна прилагать усилия, чтобы заключить как можно больше двусторонних соглашений о свободной торговле со странами Тихоокеанского региона.
А для этого Япония должна положить конец тому, что сам Коидзуми называет "политикой национальной изоляции на сельскохозяйственном рынке" и решительно продвигать вперед сельскохозяйственную структурную реформу. Открывая себя странам Азии, Япония тем самым добавит положительный импульс для успешного проведения внутренних реформ.
Япония должна сделать правильный выбор и по-настоящему присоединиться к Азии.