Через девять месяцев после украинско-российского газового конфликта европейские энергетические дебаты по-прежнему бурлят. Использование Москвой своих энергетических ресурсов как политического оружия сделало Старый Свет довольно нервозным. Но европейские лидеры не могут договориться о том, как ослабить свою растущую зависимость от России. Завтра они встретятся с российским президентом Владимиром Путиным, чтобы выработать политику.
Россия особенно охотно поигрывает энергетическими мускулами в отношении ближайших соседей. Кремль нервно относится к укреплению связей между Европейским союзом и республиками бывшего СССР: Украиной, Молдавией и государствами Закавказья. Завинчивая гайки с Грузией, Москва шлет предупреждение Тбилиси и велит Европе не соваться на ее окраины. ЕС импортирует больше половины необходимого газа из России через государственный "Газпром". Это делает Европу уязвимой перед давлением Кремля, а потребители волей-неволей платят монопольную надбавку.
Так что же можно сделать? Полностью отказаться от российских газовых поставок невозможно. Россия сохранит значимость для европейской энергетической безопасности, в особенности потому, что собственные мощности континента по добыче нефти и газа приходят в упадок. Следовательно, цель - лучше управлять зависимостью от российского газа.
Главный приоритет ЕС на этой неделе - убедить Путина больше тратить на разведку и освоение российских газовых месторождений. Недостаточные инвестиции "Газпрома" в этот сектор грозят превратить Россию в ненадежного поставщика газа не только по политическим, но и по техническим причинам. Помимо этого, Европе следует расширять свою импортную базу, особенно в газовом секторе, наращивать мощности, предусмотренные для чрезвычайных ситуаций, и улучшать прозрачность энергетического рынка. Иными словами, ЕС нужно улучшать базовые статистические показатели - цифры, отражающие общую резервную мощность, эффективность распределительных сетей и мощность инфраструктуры. Это позволило бы ЕС улучшить понимание того, что существуют возможности внутреннего рынка, позволяющие ослабить зависимость от импорта.
Другим приоритетом ЕС будет взгляд на глобальные энергетические тенденции и уровни потребления. Энергия должна стать частью единой европейской внешней политики и политики в сфере безопасности. Путем торговых соглашений и давления в ВТО ЕС должен заставить другие страны двигаться к большей энергетической эффективности. Здесь на кон поставлены не столько окружающая среда, сколько интересы Европы в сфере экономики и безопасности. Только китайский экономический бум может вызвать резкое повышение цен на нефть и газ.
Европейская стабильность энергетических цен тесно связана и с каспийским газом. Европа так завязана на российский "Газпром" отчасти потому, что транспортная инфраструктура уже есть. Строительство трубопровода требует огромных вложений, но частный сектор инвестирует миллиарды в новые мощности, если для этого будут созданы внятные рыночные условия.
Строительство новых каспийских газопроводов не имеет смысла, если местный рынок не может поставлять достаточно газа. Значительная часть каспийского рынка еще не развита. Более того, "Газпром" предпринимает энергичные попытки выкупить там право на добычу. "Газпром" предпочтет использовать имеющуюся инфраструктуру для транспортировки газа из региона и на рынок ЕС. Например, российский трубопровод "Голубой поток", идущий в Турцию, в настоящее время используется лишь на 20% мощности. Агрессивная стратегия приобретений "Газпрома" - последние сделаны в Туркмении и Узбекистане - выводит российский энергетический гигант на шаг вперед в конкуренции в ЕС. Это еще один повод для Европы удвоить свои усилия в этом регионе.
Евросоюзу необходимо быть активнее в Закавказье, чтобы обеспечить там стабильность и будущие поставки газа. Если сейчас ЕС отвернется от Грузии и региона в целом, неурегулированные региональные конфликты могут вспыхнуть снова, а Иран и Россия кинутся заполнить вакуум власти, чтобы расширить свое влияние. Это может повернуть вспять начавшее недавно движение к политической открытости и экономическому росту.
Так называемая европейская политика добрососедства, основанная преимущественно на технической помощи и помощи в развитии, - слишком слабый ответ на вызовы со стороны России и Ирана. Если участие Европы не станет политическим, а это подразумевает предложение региону той или иной европейской перспективы, она уступит Закавказье вместе с его нефтью и газом Ирану, России и, возможно, даже исламскому фундаментализму. Необходимо обсудить это вопрос на саммите ЕС в Хельсинки на этой неделе параллельно с вопросом угрозы европейской энергетической безопасности. Они связаны.
Борут Гржич - директор Института стратегических исследований в Любляне