Во вторник главной темой западных СМИ стали итоги референдума в Приднестровье. The Financial Times в заголовке статьи отмечает, что "Избиратели Приднестровья поддерживают идею независимости".
Результаты референдума в Приднестровье, территория которого зажата между Украиной и Молдавией, как ожидается, не приведут к немедленному объединению с Россией, признавшей решение плебисцита. Считается, что это усилит влияние Москвы в регионе и послужит примером для поддерживаемых Кремлем сепаратистов на территории бывшего СССР. Аналогичный референдум по вопросу независимости намечен на 12 ноября прокремлевским правительством Южной Осетии, указывает издание.
Референдум не был признан Европейским союзом, США и ОБСЕ. Тем не менее, официальные лица в Тирасполе, столице Приднестровья, вчера объявили, что более 97% из 400 тысяч зарегистрированных избирателей проголосовали за независимость от Молдавии и присоединение к России.
Население Приднестровья, состоящее преимущественно из русскоязычных славян, выступило против вхождения в состав Молдавии, имеющей прочные культурные связи с Румынией. Российский миротворческий контингент обеспечивал безопасность в регионе с тех пор, как был переброшен сюда для прекращения гражданской войны в начале 1990-х.
Результаты референдума, как ожидается, осложнят российско-украинские отношения, поскольку каждая из сторон предлагает свой вариант решения приднестровского конфликта. Украина, не признавшая референдум, поддержала Молдавию, которая рассматривает данный регион в качестве собственной территории.
Премьер-министр Украины Виктор Янукович вчера заявил, что его страна поддерживает компромиссное соглашение, которое предусматривает предоставление Приднестровью автономии в составе Молдавии.
Россия оказывает давление на западные страны, требуя признать результаты референдума, однако не дает четкого ответа, собирается ли она принять в свой состав территорию, с которой не имеет непосредственной границы. При этом Россия предоставила свое гражданство большинству жителей Приднестровья, указывает газета.
Die Welt называет руководство Приднестровья "авторитарным", а результаты референдума жителей непризнанной республики - предсказуемыми.
Молдавия, в состав которой входит мятежная территория, холодно сообщила, что события воскресенья ничего не изменят в ситуации в целом. Так называемый референдум - это не что иное, как "политический фарс". Как заявил в понедельник пресс-секретарь ОБСЕ, организация не признает результатов этого голосования. По словам представителя ОБСЕ Михаила Евстафьева, европейская организация рассматривает результаты референдума как незаконные, поскольку они ставят под сомнение территориальную целостность Молдавии. Евросоюз обозначил свою позицию еще до проведения референдума, указывает газета.
После референдума, проведенного в Черногории, российский президент Владимир Путин указывает на параллели между правом на самоопределение народов на территории бывшей Югославии и такими же правами жителей Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии. При этом он готов отказаться от провозглашенного именно Москвой принципа территориальной целостности в пользу права на самоопределение в тех регионах, в которых он считает это нужным, пишет газета.
Издание Handelsblatt в статье "Приднестровье отрекается от Молдавии" отмечает, что лишь 3% избирателей предпочли, чтобы республика осталась в составе Молдавии.
Игорь Смирнов, президент, уже 16 лет единолично правящий в Тирасполе, столице мятежной республики, сообщил, что Приднестровская республика, укрепившаяся в результате референдума, собирается привести свое законодательство в соответствие с российским. Незадолго до голосования в Тирасполе приступило к работе новое ведомство, которое оформляет документы для предоставления российского гражданства.
Теперь наблюдатели опасаются, что референдум в Приднестровье станет сигналом для других сепаратистов в республиках бывшего СССР, например в Абхазии, которая является частью Грузии и где то и дело вспыхивают вооруженные столкновения. Москва неуклонно поддерживает право сепаратистов на самоопределение, но, с другой стороны, от нее никогда не исходило однозначного сигнала, готова ли она поглотить эти регионы, в экономическом плане малопривлекательные.
По приднестровскому телевидению в эти дни без конца показывают кадры короткой войны, которая унесла в 1992 году более 500 жизней; с экрана звучат тирады, полные ненависти к "молдавскому фашизму". 500 тысяч жителей региона, которым было предложено сказать на референдуме "да" независимости, "да" присоединению к России и "нет" Молдавии, подвергались интенсивной пропагандистской обработке, считает французская газета Liberation.
"Я голосую за Россию, потому что Молдавия слишком нас мучает. Она держит нас в экономической блокаде!" - говорит Алена, молодая молдавская работница салона красоты из "столичного" Тирасполя, прилежно повторяя официальные лозунги. Алене стыдно признаться, что ее месячная зарплата составляет "меньше 50 долларов", но надежды на улучшение ситуации она связывает с Россией: "Россия - это страна, которую мы знаем, в ней мы выросли, это наша Родина!"
Возле многоэтажки в Тирасполе две украинские бабушки, Галина и Валентина, перечисляют, что они в этом году получили от России в виде "гуманитарной помощи": бутылка масла, 2 кг муки, 2 кг сахара, 2 кг риса. Галина плачет, потому что на свою пенсию в 38 евро и со старым советским паспортом она не может съездить в Россию, чтобы навестить родных. Но она берет себя в руки: "Спасибо России, спасибо, спасибо за все, что она для нас делает".
"Уже невозможно жить в этой тюрьме под открытым небом", - вздыхает Сережа, молдаванин из Тирасполя. Он ездил в Москву работать каменщиком и вернулся разочарованным: "В России я чуть не умер с голоду. Там, если у тебя молдавский паспорт, к тебе относятся как к последнему человеку".