Сентябрьская секретная операция израильской армии в сирийской пустыне привела к росту популярности израильского премьер-министра Эхуда Ольмерта. Согласно опросу общественного мнения, она подняла рейтинг политика почти на 10 пунктов.
На протяжении почти двух недель израильская сторона демонстративно отказывается от комментариев по поводу "предполагаемого удара", который якобы был нанесен по территории между Алеппо и аль-Раккой. Однако гордость за Израиль, который демонстрирует свою военную мощь, похоже, повысила рейтинг Ольмерта. После провала ливанской войны, в ходе которой Израилю, несмотря на продолжавшиеся целый месяц бомбардировки, не удалось уничтожить террористическую группировку "Хизбалла", рейтинг Ольмерта понизился до 3%. В этом году он, напротив, постепенно вырос до 15%.
В результате сирийского инцидента, по информации социологического института Dahaf, рейтинг Ольмерта взлетел до 25%. Это произошло на фоне разговоров о том, что Израиль отчасти восстановил свою сдерживающую мощь. Опрос показал, что 78% респондентов поддерживают идею атаки на сирийские ядерные объекты, а 51% при этом полагают, что это не повысит риск начала войны с Сирией.
У дипломатов нет сомнений в том, что Израиль провел на сирийской территории секретную операцию. Они обсуждают, по какому именно объекту мог быть нанесен удар. Высказывались предположения, что это были тайники с предназначенным для "Хизбаллы" оружием, сирийский завод по производству химического оружия, а то и доставленное из Северной Кореи ядерное сырье. Последнее предположение было опровергнуто Пхеньяном во вторник.
Дамаск отверг все спекуляции на эту тему, часть из которых поступила от американских чиновников в Вашингтоне. Судя по довольно сдержанному характеру заявленного Дамаском протеста и спокойной реакции других арабских государств, Сирия хочет избежать продолжения дискуссии по поводу этого рейда и эскалации конфликта.
Чиновники арабских государств заявляют, что в результате этого демарша обеспокоенность Дамаска по поводу намерений Израиля усилилась. Высказываются опасения, что это попытка подорвать режим Асада и начало крупномасштабного наступления Израиля на ось "Тегеран-Дамаск-"Хизбалла".
Несмотря на возникшую напряженность, Ольмерт во вторник заявил, что диалог с Сирией по-прежнему возможен. "У нас нет поводов исключать возможность диалога с Сирией, - сказал он. - Если для этого создастся подходящая обстановка, мы готовы заключить мир с Сирией. Но без всяких условий и ультиматумов".
Между тем Израиль стягивает свои силы к оккупированным в 1967 году Голанским высотам, возвращение которых выдвинуто Дамаском в качестве обязательного условия любых мирных переговоров. Сирия воздерживается от концентрации войск в приграничной зоне.
Алон Лиель, бывший генеральный директор министерства иностранных дел Израиля, заявил, что любая операция против Сирии выгодна США и что этот инцидент свел к нулю все дипломатические усилия, направленные на привлечение Дамаска к участию в инспирированной США мирной конференции, которая должна состояться в ноябре. "Мирные переговоры отложены еще как минимум на год, - сказал он. - Дамаск будет нежеланным гостем на переговорах до тех пор, пока одной из стратегических задач американской политики будет окружение Сирии кольцом врагов".