Министр и его окружение перетолковывают воскресные речи
В устах министра иностранных дел слова о необходимости миру "готовиться к худшему", то есть "войне" с Ираном, если с помощью санкций не удастся убедить Тегеран свернуть свою ядерную программу, звучали чрезвычайно весомо. Бернар Кушнер сейчас активно пытается изменить смысл своих высказываний, сделанных в воскресенье вечером на канале RTL. "Я не сторонник войны, необходимо сделать все, чтобы избежать войны", - настаивал вчера министр в ходе визита в Москву, подчеркивая, что надо "неустанно продолжать переговоры. И работать с нашими европейскими друзьями над надежными санкциями".
.
Недоразумение
"Слова о необходимости готовиться к худшему не означают, что мы готовим худшее, - объясняет Эрик Шевалье, спецсоветник министра. - Кабинет министров и министерство иностранных дел хотели бы устранить недоразумение: Франция не изменила свою позицию в этом важном вопросе, поддержав Вашингтон, и тем более она не готовится к возможному вмешательству, о котором, кстати, сейчас не говорят и сами Соединенные Штаты, заявляя о предпочтительности "дипломатического пути".
"Министр всего-навсего произнес вслух то, что известно всему миру, и достоинство его формулировок в том, что они пробуждают умы и активизируют дебаты, чтобы потом не столкнуться с подобной гипотезой", - подчеркивают в кабинете. По сути, высказывания Бернара Кушнера вписываются в логику заявлений Николя Саркози на встрече с послами в конце августа, когда он призвал их сделать все, "чтобы избежать необходимости катастрофического выбора: иранская бомба или бомбардировка Ирана". Это было воспринято как резкое изменение тона со стороны Парижа - даже несмотря на то, что на деле Франция выступает за "дипломатические действия, сопровождающиеся сильным давлением и запланированными санкциями, ужесточающимися, но подлежащими пересмотру", с целью убедить Иран выполнить три требования резолюции Совета Безопасности 1247, первое из которых - прекращение обогащения урана.
Давление
Введенные ранее санкции вызвали споры среди иранского руководства, где многие уже встревожены "авантюризмом" президента Ахмадинежада. Париж рассчитывает усилить давление, выработав с партнерами по ЕС свои санкции, отличные от ооновских.
Встреча стран, принимающих участие в решении иранской ядерной проблемы (США, Великобритания, Франция, Германия, Россия и Китай), должна состояться в пятницу в Вашингтоне. Однако Россия и Китай тормозят процесс, считая, что надо дать шанс возобновленным этим летом переговорам между Тегераном и МАГАТЭ - агентством, следящим за соблюдением соглашения о нераспространении ядерного оружия, в которое входит и Иран.