Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
19 сентября 2008 г.

Том Шенкер | The New York Times

Гейтс призвал НАТО занять осмотрительную позицию по России

На фоне разногласий в НАТО по вопросу возможной реакции на новую напористость России, министр обороны США Роберт Гейтс в четверг заявил, что на встрече в Лондоне призовет министров альянса избрать осмотрительный и продуманный подход, который успокоил бы новоиспеченных членов блока, имеющих границы с Россией, но при этом не спровоцировал бы вооруженного конфликта.

По словам Гейтса, он не ожидает никаких военных интервенций России на территорию государств-членов НАТО - более вероятно, что Москва будет проводить стратегию "давления и запугивания", в том числе сокращения поставок нефти и газа, от которых зависит Европа.

Высказывания Гейтса совпали по времени с выступлением российского президента Дмитрия Медведева в Москве, выдержанным в примирительном тоне: Медведев выразил надежду, что Россия и США смогут найти способ наладить отношения.

В то же самое время госсекретарь Кондолиза Райс произнесла в Германии жесткую речь, заявив, что Запад должен дать отпор "запугиванию" со стороны Кремля. Со своей стороны, представители ОБСЕ хлопнули дверью на переговорах с Россией о размещении наблюдателей в Южной Осетии - анклаве, отколовшемся от Грузии, - после того как Москва отказалась впустить наблюдателей на эту территорию.

Отметив, что Россия не прочь оказать давление на членов НАТО, высокопоставленные сотрудники министерства обороны США, сопровождающие Гейтса, заявили, что Россию уже подозревают в разрушительных хакерских атаках как минимум на одного из ее прибалтийских соседей - Эстонию, состоящую в НАТО.

"Нам следует действовать с определенной осмотрительностью, так как в альянсе явно существует целый спектр мнений о характере ответной реакции - от точки зрения некоторых наших друзей в Восточной Европе до подхода некоторых западноевропейских стран", - сказал Гейтс.

После того как российские войска разгромили вооруженные силы Грузии и Москва признала независимость Южной Осетии и еще одного отколовшегося анклава - Абхазии, некоторые "молодые" государства-члены НАТО выразили опасения относительно сохранения своей территориальной целостности. В числе наиболее обеспокоенных были страны Балтии - Латвия, Литва и Эстония, - а также Польша и Чехия.

Некоторые более крупные и более отдаленные от России страны, дольше состоящие в НАТО, например Германия и Италия, сделали упор на примирительной позиции, призвав Россию снова начать соблюдать нормы международного этикета и рекомендуя не применять к ней карательных мер.

"Полагаю, нечто среднее между этими двумя позициями возможно", - сказал Гейтс в Лондоне в интервью американским и британским журналистам после встречи с командующими и высшим офицерским составом в Ираке и Афганистане. I

Он призвал альянс продолжать "некоторые благоразумные действия, которые соответствуют по духу деятельности, осуществляемой НАТО более 60 лет в области планирования, в области учений".

Подобные шаги, по его словам, "не являются провокационными, не приводят к созданию четких ограничений и не посылают ненужных сигналов". Но в то же самое время они служат "для союзников в Восточной Европе и странах Балтии заверениями в том, что мы осознаем их тревоги", - сказал он.

Действия России по отделению Абхазии и Южной Осетии от Грузии не следует считать свершившимся фактом, сказал Гейтс. Он призвал к слаженным ответным действиям, призванным гарантировать территориальную целостность Грузии.

Однако неспособность США и их союзников заставить Россию отказаться от ее курса в Грузии создала для НАТО еще одну проблему - вновь поставила под сомнение значимость альянса в мире после холодной войны.

Теперь, после десятилетнего расширения НАТО на страны бывшего коммунистического блока, вновь окрепшая Россия энергично противится приему Грузии и Украины в альянс, а на его нынешних членов оказывает давление - грозит Польше и Чехии в том случае, если они будут сотрудничать с США в области системы противоракетной обороны.

НАТО руководствуется правилом - статьей 5 своего устава - которое гарантирует единую оборону, обещая ответное применение военной силы по принципу "один за всех, все за одного" в случае нападения на какое-либо государство альянса.

Однако ввод российских войск в Грузию обнажил разногласия в альянсе между теми, кто выступает за ускоренный прием Грузии в НАТО ради ее защиты в будущем, и теми, кто утверждает, что этот шаг может втянуть альянс в нежелательную войну с Россией.

Высокопоставленный сотрудник министерства обороны, сопровождающий Гейтса, признал "возможные опасения в том, что статья 5 не такова, как мы понимали ее всего год или два тому назад", хотя Грузия и не является членом НАТО.

"Думаю, можно основательно утверждать, что страны Балтии и некоторые другие смотрят на Грузию и думают: "А если так случится со мной? Чего я могу ожидать от НАТО, исходя из его возможностей, а также из событий в Грузии? - сказал источник. - Нам следует укрепить доверие к себе, нам следует дать заверения, а НАТО следует пересмотреть вопрос: "Как вы будете реагировать?".

В Москве Медведев радушно принял новых иностранных послов в России, в том числе нового американского представителя Джона Байерли, и дал понять, что хотел бы наладить отношения с Соединенными Штатами.

"История российско-американских отношений знала немало острых ситуаций, - сказал он. - Но в итоге всегда торжествовал здравый смысл, прагматизм и учет интересов друг друга".

Тем временем ОБСЕ объявила, что прекратила переговоры с Россией о присутствии наблюдателей в Южной Осетии.

Стороны сотрудничали на этой территории с 1992 года, и восемь наблюдателей находились в столице Южной Осетии во время ее ожесточенного обстрела грузинской стороной в августе. После отъезда наблюдателей ОБСЕ Россия отказывается вновь впускать их на эту территорию, соглашаясь с их присутствием только в зоне безопасности вокруг Южной Осетии.

В результате ОБСЕ не удается оценить материальный ущерб, нанесенный войной, перспективы на возвращение беженцев и дальнейшую судьбу ряда своих проектов.

Есть еще один вопрос: что осталось от грузинских кварталов и сел в Южной Осетии, многие из которых были разрушены и обезлюдели, когда осетины устремились назад, в свою столицу Цхинвали.

"Это глубоко человеческая обеспокоенность, - говорит Антти Турунен, глава постоянной миссии Финляндии в штаб-квартире ОБСЕ в Вене. - Вопрос в том, вернутся ли эти люди домой когда-нибудь".

По сообщению агентства новостей "Интерфакс", официальный представитель министерства иностранных дел Андрей Нестеренко сказал, что Россия обеспокоена отказом делегации ОБСЕ двинуться вперед.

Месяц назад стороны договорились разместить в Грузии 100 дополнительных наблюдателей, оставив открытым вопрос о том, где они будут работать. На данный момент 28 наблюдателей патрулируют зону безопасности за пределами Южной Осетии.

Использованы материалы Эллен Барри и Клиффорда Дж. Леви из Москвы

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru