17 сентября писатель и философ Бернар-Анри Леви в эфире французского телеканала i-Télé ответил на вопросы ведущей Лоранс Феррари. Сайт журнала La Règle du Jeu публикует полный текст интервью своего директора.
По мнению Леви, в свете последних событий можно с полной уверенностью назвать победителями Башара Асад и Владимира Путина, а проигравшим - сирийский народ. "Однако я надеюсь, что еще не все потеряно, - не унывает он. - Я надеюсь, что Лоран Фабиус и Франция еще не сказали своего последнего слова".
В настоящее время в Сирии решается судьба мирового спокойствия, считает философ. "Что произойдет, если завтра Иран решит перейти ядерный порог? Или если КНДР решит ударить по Южной Корее "грязными" ракетами? - спрашивает он. - Сегодня на карту поставлено слово Запада, оно обесценится, если мы не возьмем себя в руки".
"Чем меньше мы вмешиваемся, тем сильнее становятся в повстанческой среде позиции исламских радикалов, которые говорят: "Поглядите, Запад, как всегда, на стороне тиранов, а мы, радикальные исламисты, - друзья народа", - объясняет философ.
По его словам, французы и другие жители западных демократий совершенно справедливо боятся помогать джихадистам, "однако они должно понимать, что чем дольше мы тянем, тем больше будет джихадистов".
"Вот аргумент джихадистов, их главное кредо: жители Запада - сволочи, извечные союзники диктаторов, а джихадисты - это опора простого народа, его защитники и друзья, - продолжает Леви. - Сейчас мы доказываем их правоту".
Писатель не согласен с тем, что события в Сирии доказали несостоятельность так называемого "права на вмешательство".
"Право на вмешательство работает, когда оно применяется, как 18 лет назад в Боснии или в Ливии. А если мы согласны, что право решать вопросы войны и мира переходит к общественному мнению, если позволяем Путин - супермену, укрощающему китов и тигров, - запугивать себя, тогда оно, конечно же, не работает...", - защищает свою позицию писатель.
Не согласен Леви и с тем утверждением, что Запад недооценил желание России вернуться в центр мировой политики. "Я скорее склонен полагать, что мы переоценили русских, - говорит он. - Две недели назад Лавров заявил, что точечные и ограниченные удары Запада не повлекут за собой военный ответ со стороны России. Но нам хотелось верить, что если мы попытаемся навести порядок и установить мир в Сирии, русский медведь проснется".
Философ обеспокоен тем, что в западном мире, в частности в США и Великобритании, господствуют изоляционистские настроения. "Англия, проголосовавшая против верности Кэмерона союзническим обязательствам, - это не черчиллевская Англия, точнее, это Англия, которой сегодняшний Черчилль мог бы сказать: "Между военной операцией и позором вы выбрали позор, но в один прекрасный день проводить операцию все равно, возможно, придется", - заявил Леви в интервью.