Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
20 апреля 2000 г.

Эрик Реуманн | Le Temps

Устранив прокурора-антикоррупционера, Путин завершил работу, начатую Ельциным

В среду, поднявшись на трибуну Совета Федерации, Скуратов не питал никаких иллюзий. "Все события последних месяцев объективно вынуждают меня оставить мой пост, - заявил он, выступая перед сенаторами, - но я этого не сделаю". Последняя бравада, последний вызов, брошенный Кремлю. Но это уже не имело никакого смысла. Юрий Скуратов, после избрания Владимира Путина, официального наследника Бориса Ельцина, понял, что в стране произошли коренные изменения. Более того, его собственный провал на президентских выборах, когда он получил лишь 0,43% голосов избирателей, свидетельствует о том, что борьба с коррупцией не является приоритетной задачей современного российского общества. Владимир Путин не имеет никакого желания заниматься решением этой проблемы, именно поэтому он направил во вторник в Совет Федерации послание с просьбой окончательно освободить от занимаемой должности Юрия Скуратова. Спустя несколько часов сенаторы удовлетворили эту просьбу: за снятие Скуратова с должности проголосовали 133 члена Совета Федерации, 10 были против и 6 сенаторов воздержались.

С февраля 1999 года Кремль трижды объявлял об отставке непокорного прокурора. И каждый раз губернаторы и представители регионов, входящие в состав Совета Федерации, отказывались удовлетворить требование Кремля.

Тернистый путь Юрия Скуратова начался весной 1998 года, когда генеральный прокурор Швейцарии Карла дель Понте представила Скуратову Филиппа Туровера, собравшего большое досье о сомнительных связях между Управлением по делам президента и швейцарской фирмой "Мабетекс". Однако Юрий Скуратов не сразу начал расследование по этому делу. Такая отсрочка совершенно понятна: слишком большой риск. Но летом 1998 года финансовый и правительственный кризисы окончательно скомпрометировали президента и его окружение. Новый премьер-министра Евгений Примаков совершенно ясно дал понять правоохранительным органам, что расследования не должны останавливаться на пороге высоких инстанций российской власти. Получив карт-бланш, Скуратов, наконец, начал действовать. Официальное расследование было начато осенью 1998 года. К делу оказались причастны члены семьи президента, в частности, дочь и советник Ельцина Татьяна Дьяченко. Параллельно с этим, генеральная прокуратура начинает расследование по делу о расхищении средств "Аэрофлота", дочерние фирмы которого действуют в Швейцарии. Финансовый магнат Борис Березовский, имеющий репутацию человека, способного оказывать влияние на руководство страны, непосредственно причастен к этому делу. За короткое время, Юрий Скуратов нажил себе могущественных врагов, которые ни перед чем не останавливаются, чтобы добиться его снятия с должности. В частности они распространяют видеозапись, на которой человек, очень похожий на генерального прокурора, находится в компании двух проституток. Эта запись была показана по одному из государственных телеканалов. Юрий Скуратов был отстранен от должности президентским указом, и против него было начато судебное расследование.

Но власть столкнулась с неожиданным политическим сопротивлением: противники Бориса Ельцина понимают, что это дело свидетельствует об отчаянном положении окружения президента, и становятся объективными союзниками Скуратова. Среди них - большая часть членов Совета Федерации, вдохновляемых мэром Москвы Юрием Лужковым, в то время серьезно претендовавшим на пост президента.

Выступая перед верхней палатой парламента, Юрий Скуратов поблагодарил сенаторов за то, что они смогли противостоять давлению со стороны аппарата президента, подчеркнув при этом, что позиция сенаторов способствовала продолжению расследований, затрагивающих интересы ельцинских придворных. Особые трудности были связаны с расследованием дела "Мабетекс", которым занималось не менее четырех следователей. Курьезная деталь: в начале этой недели журнал "Коммерсант - Власть" сообщил о том, что последний следователь по делу Руслан Тамаев отказался от борьбы. По данным журнала, на Руслана Тамаева оказывался сильный нажим с того момента, как он приступил к расследованию. Его посещали представители МВД, угрожавшие ему, а двое его близких родственников были арестованы с целью получения компрометирующей его информации.

Еще один сюрприз: накануне голосования в Совете Федерации телеканал ОРТ, контролируемый Борисом Березовским, показал швейцарский репортаж о телевизионном расследовании, выявившим профессиональные неудачи Карлы дель Понте, которая до ухода из генеральной прокуратуры Швейцарии была одним из основных союзников Юрия Скуратова. В репортаже очень подробно рассказывалось о перипетиях расследования дела Салинаса, упоминался ее провал в расследовании дела Ниффенеджера.

Источник: Le Temps


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru