"Я думала, что умру". Дрожащим от волнения голосом Сабина Дарденн на протяжении часа рассказывала о том, что ей пришлось перенести в "камере пыток", что пережила она в холодном и тесном подвале, она, видевшая в Марке Дютру и своего палача, и защитника. В конце своего выступления молодая женщина спросила Дютру, почему тот ее не убил. "Об этом никогда и речи не было", - ответил главный обвиняемый, который на этот раз признался в своих грехах. Да и трудно ему было поступить иначе: настолько красноречивыми были рассказ жертвы и письма, оставленные ею - тогда еще 12-летней девочкой. Рассказ о пережитом стал для нее настоящим уроком мужества.
С этого долгожданного выступления началась восьмая неделя процесса по делу Марка Дютру, его жены Мишель Мартен, его приятеля Мишеля Лельевра и мошенника Мишеля Ниуля. Это была встреча мучителя с жертвой, которая оставалась наедине с извращенцем дольше, чем все остальные несчастные, - целых 80 дней.
Когда Сабина Дарденн заканчивала свое выступление, Мишель Мартен попросила у нее прощения. Но она ответила:
- Вы все знали, и мне очень больно, что так могла поступить мать семейства. Ваших извинений я не принимаю.
- Я сожалею, что не донесла на Марка Дютру раньше. Я знаю, что вы не можете простить меня. Но выслушайте, по крайней мере, мои извинения. О большем я не прошу...
Утро 28 мая 1996 года. Всего две недели назад Сабина Дарденн отправилась в школу на велосипеде, не зная, что хищник и его сообщник уже поджидают ее в машине. Девочку Марк Дютру и Мишель Лельевр выследили еще накануне. Ее швырнули на заднее сиденье, накачали снотворными таблетками. "Все было как в тумане", - рассказала она на процессе. Сначала ее, испуганную, не понимающую, что с ней произошло, привязали к кровати, раздев догола. На шею накинули цепь. "Чувствовала я себя очень плохо".
Марк Дютру уверил ее, что он - ее спаситель, что какой-то злой начальник хочет насолить ее отцу, бывшему жандарму, что он собирался ее похитить и потребовать у родителей большой выкуп. "Он сказал мне, что, если мои родители не заплатят 3 миллиона, мне придется выбирать между жизнью и смертью". В результате девочка даже обрадовалась тому, что ее спрячут в подвале (в "этой дыре", скажет она потом), где ее никто не найдет.
В первый же день Марк Дютру начал "лезть" к девочке, приходить к ней, чтобы "сделать свое дело". На вопрос председателя суда присяжных Сабина Дарденн ответила, что не хотела бы вдаваться в подробности перенесенных мучений. В ее дневнике дни, когда хозяин просто был дома, отмечены крестикам, а дни, когда он делал ей очень больно - звездочкой.
Сохранились также ее письма родителям, которые Дютру заставлял ее писать, и которые полиция потом обнаружила спрятанными под ковром. Вот отрывки из них: "он делает мне очень больно", "я плачу заранее, потому что знаю, что он мне будет делать", "мама, не бросайте меня, жизнь без вас для меня пуста", "прошу тебя, подумайте как следует, но не очень долго... потому что я иногда чувствую, что не выдержу". Сабина обещает, что не будет такой эгоисткой, станет послушной. Она даже просит родителей сыграть в лотерею, чтобы собрать деньги на выкуп.
Вынужденная питаться черствым хлебом, холодными консервами и печеньем, лишенная дневного света, как нашла Сабина в себе силы выдержать тяжесть своего положения? Двое экспертов-психиатров, видевшие жертву и ее близких, уверены, что девушку спасли от отчаяния ее решимость, ее ум, ее готовность учиться, читать и вести дневник. "Нет ничего хуже, чем быть игрушкой в чужих руках", - сказал один из специалистов.
Марк Дютру сделал все, чтобы превратить свою жертву в пассивный объект. "У нее много сил, и она очень хорошо защищается, но травма слишком глубока. Ей все еще трудно доверять другим, получать удовольствие от жизни и думать о нормальной сексуальности. Незабываемое забыть нельзя", - сказала психиатр.
Процесс должен продолжиться во вторник. На слушаниях выступит Летиция Делэз, последняя жертва Марка Дютру. Она находилась в руках преступника шесть дней, из которых три дня провела в обществе Сабины. Когда жандармы пришли их освобождать, она подумала, что эти люди хотят их убить и спрятались под одеялом.