Розалио Кастилло Лара - влиятельный кардинал из Венесуэлы, который много лет провел в Курии, занимая высокие должности. О Йозефе Ратцингере он говорит: "Я его очень хорошо знаю. Я ему сказал: если я буду в Конклаве, я отдам за тебя свой голос. И добавил: я тебя прошу, если тебя изберут, не отказывайся. Он согласился. Я очень доволен".
- Это были очень быстрые выборы.
- Он был избран на четвертом голосовании. Такого быстрого исхода голосования еще не было. Павлу VI потребовалось 6 голосований. А Павел VI был значительной фигурой, он работал с Пачелли и с Иоанном XXIII, это значило очень много.
- Что сыграло основную роль на этих выборах?
- Думаю, тот факт, что ему пришлось председательствовать как декану коллегии кардиналов на всех мероприятиях, последовавших за смертью Иоанна Павла II, и делал он это очень хорошо, с искренностью, большим тактом, с большой почтительностью. И потом, он говорил на многих языках: английском, французском и итальянском. И это свидетельствовало о том, что он очень хорошо подготовленный человек. Кроме того, с уверенностью можно утверждать, что он очень хорошо знает римскую Курию и, безусловно, является уважаемым теологом.
- Его представляют как консерватора.
- Это карикатура, неправда, он не консерватор. Абсолютно. Он был профессором университета, когда еще был молодым священником в Германии, и пользовался авторитетом у студентов. Я познакомился с ним, когда он еще был молодым профессором, я присутствовал на одной его лекции в Бонне.
- Какие отношения у него были со студентами?
- Очень человечные, очень симпатичные. Однако вполне вероятно, что, находясь столько лет на посту служения вере, он не сумел продемонстрировать всех своих гуманистических качеств. Люди склонны делать карикатуры, помещать людей в определенные рамки. Он не консерватор. Конечно, если речь идет о вере, он может выступать лишь твердым хранителем веры. Но во всех остальных случаях - нет.
- Будучи кардиналом, Йозеф Ратцингер был очень близок к Иоанну Павлу II. Возможно тот факт, что он был приближенным предыдущего Папы, сыграл свою роль в исходе выборов?
- Может быть. Но прежде всего свою роль сыграло то, что он продолжительное время был в Курии. Потом, следует сказать, что Ратцингер был одним из кардиналов, сделавших одну из самых блестящих карьер. Он профессорствовал в университете, будучи еще молодым священником. Затем он был архиепископом Мюнхена, и это тоже очень важно. Потом он был назначен Павлом VI кардиналом. Вовсе не Иоанн Павел II вручил ему красную кардинальскую шапочку, и это тоже способствует укреплению его авторитета в глазах мировой общественности.
- А его имя, оно вас поразило?
- По правде говоря, оно мне не понравилось. Я говорил: надо обладать чуть большим воображением, не брать имена, которые уже использовались столько раз: Иоанн XXVI или Пий XIII. Я сказал одному: возьмите имя Лука, короткое имя, потом, он был евангелистом, написал Книгу деяний апостольских и проявлял большой интерес к социальным вопросам, как следует из того, что он написал. Но я это советовал тем, кто не был избран.
- Как вы думаете, Латинская Америка примет немецкого кардинала?
- Прекрасно примет. Католики там не делают различий, для них Папа - это Папа, их не волнует, немец он или итальянец, венгр или китаец. Было бы очень удобно, если бы Папа был из Латинской Америки, потому что больше всего католиков именно в Латинской Америке, но каждый верующий христианин принимает Папу в вере, он - Папа для всех, из какой бы страны ни был родом.
- Папа говорит по-испански?
- Немного, он очень хорошо говорит по-французски, по-английски, по-итальянски. Он говорит немного и по-испански, а читает очень хорошо.
- Чего вы ожидаете от этого Папы?
- В первую очередь, что он продолжит дело Иоанна Павла II, но особым образом. Он не будет копией, хотя он разделял точку зрения Папы по многим основополагающим вопросам, очень много ему помогал. Необходимо больше внимания уделять Курии, потому что у предшествующего Папы не было на это времени. Но Ратцингер продолжит визиты: он должен побывать в Кельне на Всемирном дне молодежи. Это будет замечательно для немцев, что Папа - немец.