У людей, имеющих избыточный вес, но не страдающих ожирением, риск умереть даже меньше, чем у людей с нормальным весом, сообщают сегодня авторы федерального исследования.
Статистики и эпидемиологи из Национального института рака и Центров по контролю и профилактике заболеваний также установили, что риск смерти от ожирения высок лишь у тех, что страдает очень сильным ожирением, то есть всего для 8% американцев.
А сильная худоба, даже если она давняя и не связана с заболеванием, немного увеличивает риск смерти, отметили ученые.
Новая работа, которую многие независимые эксперты считают наиболее скрупулезным исследованием влияния веса, учитывала такие факторы, как курение, возраст, расовая принадлежность и потребление спиртного в сложном алгоритме, построенном на известной методике, применяемой для прогнозирования риска возникновения рака.
Его авторы применяли также федеральные весовые категории, где тучность или худоба устанавливаются в соответствии с "индексом массы тела": это соотношение веса и роста вне зависимости от пола. Например, люди ростом 5 футов 8 дюймов, весящие менее 122 фунтов, имеют недостаточный вес. Если они весят 122-164 фунта, их вес нормален. Излишним весом считается вес 165-196 фунтов, ожирением - вес 197-229 фунтов, а тяжелой формой ожирения - 230 фунтов и больше.
Ученые получили широкий диапазон откликов на свои неожиданные выводы, опубликованные сегодня в журнале Journal of the American Medical Association.
Некоторые рассматривают их работу как долгожданный и реалистичный противовес общенациональной истерии по поводу жира.
"Мне она очень нравится, - заявил д-р Стивен Блэр, генеральный директор Cooper Institute, научного и учебного учреждения в Далласе, занимающегося проблемами профилактической медицины. - Есть люди, решившие, что ожирение и лишний вес являются главными проблемами здравоохранения. Цифры показывают, что проблема не так уж серьезна".
Другие просто не поверили выводам.
Д-р Джоанн Мэнсон, глава кафедры профилактической медицины в бостонской клинике Brigham and Women's, являющейся филиалом Гарварда, сослался на университетское исследование, авторы которого установили, что лишний вес гораздо опаснее ожирения. В этом исследовании участвовали в основном белые женщины и использовались другие статистические методы.
"Мы не можем благодушно относиться к эпидемии ожирения", - заявила Мэнсон.
В новом исследовании рассматривалась только угроза смерти, а не инвалидности или заболевания. Есть убедительные доказательства того, что по мере продвижения людей от лишнего веса к ожирению и тяжелым формам ожирения у них увеличивается риск возникновения диабета, гипертонии, повышения уровня холестерина.
Но исследователи утверждают, что тучность, возможно, представляет меньшую угрозу для здоровья, чем считалось раньше. Они ссылаются на статью, опубликованную в том же номере журнала, авторы которой, д-р Эдвард Грегг и д-р Дэвид Вильямсон, сообщают, что сегодня повышенное кровяное давление и высокий уровень холестерина встречаются реже, чем 30-40 лет назад, главным образом, благодаря прорыву в фармакологии.
Что касается риска смерти от избыточного веса, д-р Марк Мэттсон, худой как жердь ученый из Национального института проблем старения, который является специалистом по ограничению количества пищи ради продления жизни, сказал, что поглощение меньшего количества не обязательно связано с уменьшением веса, так как некоторые едят очень мало, но не худеют. В любом случае, хотя ограничение количества калорий, возможно, и продлевает жизнь, Мэттсон отметил: "Безусловно, есть момент, когда можно переборщить с ограничениями, и мы не знаем, какой это момент".
По мнению некоторых статистиков и эпидемиологов, методы и данные исследования являются безупречными, а его авторы - Вильямсон и д-р Кэтрин Флегал из центров по контролю заболеваний, д-р Барри Гробард и д-р Митчелл Гейл из Института рака - уважаемые ученые с большим стажем.
"Эта группа хорошо известна, и, на мой взгляд, их анализ и статистические подходы очень хороши", - заявила д-р Барбара Халка, почетный профессор эпидемиологии из Университета Северной Каролины.
В исследовании не объясняется, почему показатели людей с избыточным весом лучше, когда речь идет о смертности. Но, по мнению Вильямсона, причиной может быть то, что большинство людей умирает в возрасте за 70. Лишний жирок в этом возрасте, по-видимому, является защитой для мышц и костей.
Новая работа появилась через 13 месяцев после того, как другие исследователи опубликовали статью, предупреждающую, что ожирение и избыточный вес являются причиной 400 тыс. смертей в год и что этот показатель может обогнать курение как главную в стране причину преждевременной смерти, которую можно предотвратить.
Их выводы вызвали бурю, и ученые, особенно те, кто исследует последствия курения, усомнились в методах исследования. В январе авторы скорректировали подсчеты, и их новая оценка составила 365 тыс. смертей.
В новом исследовании говорится, что ожирение и его тяжелая форма являются причиной примерно 112 тыс. смертей, но избыточный вес предотвращает 86 тыс. смертей, то есть в чистом виде во всех трех категориях остается 26 тыс. смертей, при этом среди людей с недостаточным весом происходит 34 тыс. смертей.
Д-р Донна Строуп, директор Координационного центра пропаганды здоровья, отметила, что в предыдущем исследовании использовались другие данные и применялись другие методы анализа.
"Подсчет смертей - это не точная наука", - заявила Строуп.
О новом исследовании она сказала: "С научной точки зрения это шаг вперед". Однако она добавила, что заболевания, связанные с ожирением, не менее значимы, чем количество смертей.
Оценить количество смертей из-за избыточного веса и ожирения статистически непросто, отметили исследователи. Идея заключается в том, чтобы определить риск смерти каждого представителя популяции по сравнению с ситуацией, когда его вес был бы нормальным.
Конечно, для тех, чей вес соответствует норме, риск не меняется. Но что происходит с теми, чей вес выше или ниже нормы? Необходимо учитывать такие факторы, как возраст, курение и пол, и понять, что происходит, если меняется только вес.
Теперь, когда анализ завершен, сказал Вильямсон, смысл в том, чтобы люди принимали во внимание другие факторы, думая об угрозе, которую их вес представляет для их здоровья.
Вильямсон, имеющий избыточный вес, отметил: "Если бы мой отец умер от сердечного приступа в 52 года или брат страдал диабетом, я бы активно начал худеть".
Но "если мой отец умер в 94 года, а мать в 97, и в семье не было хронических заболеваний, я бы, пожалуй, не волновался".
У профессора социологии Барри Гласснера другая точка зрения. "Сигнал, который посылает нам эта работа, кажется мне недвусмысленным. Вес, который официально считается несколько избыточным, на самом деле оптимален".