Кажется, нет ни одного сильного мира сего, который бы не прокомментировал избрание нового Папы. Впервые в истории России избрание понтифика стало первой новостью, которой открывались выпуски новостей на телевидении и радио. Имеет место огромный интерес народа к "концу эры поляка Войтылы" - в 1978 году коммунистический режим даже снизошел до того, что сообщил о его избрании.
Кремль и православный Патриархат сразу не направили послания с поздравлениями преемнику Иоанна Павла II. Возможно, все дело в разнице часовых поясов России и Италии, отличающихся на 2 часа. Официальные ноты ожидаются сегодня. Однако совершенно ясно, что с приходом немецкого Папы задует новый ветер, который будет способствовать разрядке между Ватиканом и Москвой.
Стоит обратить внимание на имя, избранное Ратцингером: оно возвращает ко временам Бенедикта XV, который в 1917 году направил миссию для оказания помощи жертвам большевистской революции. Телекомментаторы говорят, что новый понтифик "такой же консервативный, как Православная церковь: общность принципов, несмотря на разногласия". Визит Папы в Москву уже не кажется совершенно невозможным.
Важные послания пришли также из "в высшей степени католической" Испании. Помимо телеграммы короля Хуана Карлоса, поступило приветствие и от премьера Хосе Родригеса Сапатеро, который, выразив свои "самые искренние поздравления" по поводу решения Конклава, заявил о "намерении испанского правительства поддерживать исторические связи между Испанией и Святым престолом и сотрудничать с Его Святейшеством на протяжении всего его мандата". Очень важные формулировки с учетом напряженности, возникшей между Испанией и Ватиканом в последние месяцы по вопросам союзов и сект.
"Франция, - написал президент Жак Ширак в послании Бенедикту XVI, - верна своей истории и принципам, на которых основываются ее действия, она продолжит диалог, который постоянно вела со Святым престолом, будет вместе с ним во всеобщих баталиях за мир, справедливость, солидарность и достоинство человека".
По словам бывшего президента Польши Леха Валенсы, избрание Йозефа Ратцингера в качестве преемника Кароля Войтылы, с которым Валенсу связывала тесная дружба, - это "правильный выбор, продолжение дела Иоанна Павла II. Он продолжит миссию нашего дорогого Папы".