В Москве Папу не любят. Не любили старого, не будут любить и нового. Отношения между Русской православной церковью, которая видит себя хранительницей традиций раннего христианства Древнего Рима, и Ватиканом прохладные, и их скорого потепления не ожидается
Игорь Вышанов, сотрудник секретариата по межхристианским связям Русской православной церкви, скептически наблюдает за процедурой избрания Папы. Московский религиозный деятель холодно и отстраненно требует от будущего руководителя католиков, чтобы тот приказал "представителям католического духовенства в России зарубить себе на носу, что они находятся в стране с другой христианской традицией, в которой православные христиане составляют большинство".
Папа, по словам православного Вышанова, должен убедить "католических сановников не проводить в России собственную политику и не добиваться своих целей любой ценой, не думая о последствиях". Православные россияне обвиняют католическую церковь в том, что она занимается на русской земле "прозелитизмом", то есть переманивает православных христиан в католицизм. Неофициально в приватных беседах православные иерархи добавляют, что их скепсис в отношении католического духовенства в России усиливается: пастыри, как и большинство членов общины, являются поляками, чьи симпатии к России и к россиянам традиционно не велики.
В драматические времена российской истории, во время нашествия Наполеона и войны с Гитлером, не католическая, а православная церковь оказывала духовную поддержку русскому народу, которому грозила опасность. Православные христиане, знакомые с историей, также не забывают, что Наполеон и Гитлер были католиками - и что Католическая церковь так и не отлучила от церкви убийцу целых народов Гитлера, более того, католические иерархи вплоть до епископов благословляли поход Гитлера против России.
В своей политике конфронтации с Ватиканом и его посланниками православные христиане в России имеют поддержку со стороны государства и своего президента. Владимир Путин тоже является православным христианином и поддерживает хорошие отношения как с руководством РПЦ, так и с ее крайне консервативными представителями, к каковым относится и его личный духовник Тихон. Духовный отец президента постоянно предостерегает от любых влияний Запада, от католицизма до шоу Дэвида Копперфильда. Поэтому для приверженцев Папы в России продолжают оставаться закрытыми двери в государственные и близкие к государству средства массовой информации.
За католическими иерархами внимательно наблюдает ФСБ, спецслужба, которой когда-то руководил президент Путин. Еще в советские времена КГБ массовой вербовкой высокопоставленных православных священников добился того, чтобы православная церковь проявляла свою веру приемлемым для государства образом. В желании уберечь паству от католического влияния многие православные священники уже в советские времена действовали заодно со своими наставниками из КГБ. И в сегодняшней России, радостно сообщает президентский духовник Тихон, многие сотрудники спецслужб "тоже ведут христианский образ жизни".
Православные россияне лишь в узком кругу позволяют себе подумать о том, что было бы, если бы однажды конклав избрал Папу-реформатора, кого-то вроде католического Горбачева, который сделал бы старые догмы предметом дискуссий. Возможно, тогда в один прекрасный день от власти Католической церкви осталось бы не больше, чем от могущества КПСС?