Интервью с министром иностранных дел Армении Варданом Осканяном
- 90 лет назад, 24 апреля 1915 года, начался геноцид армянского народа в Османской Империи. Каково сегодня ваше отношение к этим преступлениям?
- Это было началом самой страшной главы в истории XX века. По политическим причинам государство занималось целенаправленным уничтожением целого народа. Новое турецкое правительство пыталось во время Первой мировой войны, пользуясь ситуацией, ликвидировать так называемый армянский вопрос. А армяне хотели только одного: свободно жить на своей исторической родине. В результате геноцида было убито 1,5 млн армян, сотни тысяч вынуждены были бежать из родных селений.
- Почему армянский народ никак не может забыть об этой бойне?
- Почти в каждой армянской семье кто-то стал жертвой геноцида. Это наш моральный долг - помнить о наших убитых родственниках. В то же время мы сразу вспоминаем о наших священниках, деятелях культуры и политиках - обо всех тех, кого истребили. Прежде всего, мы хотим, чтобы была восстановлена справедливость по отношению к пострадавшим и их потомкам. До сих пор геноцид не осуждают как раз в той стране, где его практиковали на государственном уровне. Чисто с правовой точки зрения мы требуем, чтобы убитых хотя бы сейчас зарегистрировали и назвали имена преступников.
- Признание геноцида является для вас обязательным условием для возобновления дипломатических отношений с Анкарой?
- Нет. Наоборот. Но мы ожидаем от Турции, что она также не будет ставить нам никаких условий. Впрочем, в Турции до сих пор те, кто лишь произносит слово "геноцид" в связи с армянским народом, подвергаются уголовному преследованию.
- Почему вы стремитесь к международному признанию факта геноцида?
- Армяне уже не одни скорбят о своих убитых. Сегодня весь мир вспоминает вместе с нами об этих преступления против человечности. Армения встретит день 90-летия начала геноцида лозунгами: "Предотвращение, признание и память погибшим". Мы хотим подчеркнуть глобальное значение этих преступлений. Для нас важно добиться пресечения любой попытки уничтожения одним народом другого. Международные организации, в число которых входит Европейский парламент, призвали Турцию вспомнить свою историю и активно заняться переосмыслением своего прошлого. Темные страницы турецкой истории будут таить в себе опасность до тех пор, пока турки не примирятся с фактами. Они должны по примеру немцев набраться мужества и лицом к лицу встретиться со своей историей.
- Как вы считаете, Турция готова официально признать геноцид?
- Сейчас это касается также и внутренней политики Турции. Отношение к геноциду характеризует систему ценностей общества в целом. Есть первые признаки изменения турецкой позиции. Турецкая интеллигенция начинает открыто говорить о геноциде армянского народа и призывает общество признать себя ответственным за совершенные преступления. Я уважаю за мужество тех людей, которые пытаются найти путь к примирению. Это важный сигнал прежде всего для турецкого правительства. Мы готовы пойти на сближение. И мы до сих пор ждем, что нам пойдут навстречу.
- Должна ли Анкара перед началом переговоров о вступлении в ЕС признать геноцид армян?
- Процесс вхождения Турции в ЕС может способствовать развитию армяно-турецких отношений, в особенности, что касается вопроса об открытии границы и признании геноцида. Однако факт остается фактом: ЕС хочет начать переговоры с государством, которое более десяти лет блокирует границу с Арменией и ставит неприемлемые условия для ее открытия. В отличие от других кандидатов, собирающихся вступить в ЕС, Турция еще не созрела для этих переговоров. Мы опасаемся того, что ЕС может принять решение по поводу Турции, исходя из чисто политических соображений.
- Чего вы ожидаете от Брюсселя?
- Мы надеемся, что европейцы укажут Турции на необходимость официально признать первый геноцид в истории XX века. Помимо этого, ЕС должен ясно дать понять Турции, что закрытие границ и непризнание геноцида противоречит ценностям, которые проповедует Европа.