Сергей Фетисов считал себя идеальным солдатом новой профессиональной российской армии, но спустя три года службы разочаровался, пишет The Wall Street Journal в статье из цикла "Новая гонка вооружений", где описываются перемены в глобальном распределении военных сил. Неудача программы, в которой участвовал Фетисов, "демонстрирует ограниченность грандиозного плана Путина по превращению армии из громоздкой машины, предназначенной для наземных войн в Европе, в гибкие силы, пригодные для региональных войн и борьбы с терроризмом", - полагает журналист Ричард Будро.
Краеугольным камнем реформы было создание специальных частей повышенной боеготовности, укомплектованных исключительно контрактниками. 23-летний сварщик Сергей Фетисов заключил контракт на три года, пишет газета. Его привлекла более высокая оплата и шанс научиться чему-то новому.
"Как он вспоминает, одним из его первых заданий была работа по расчистке снега и льда на плацу размером с футбольное поле, затянувшаяся далеко за полночь. Впоследствии работа тоже была черная, унизительная, не приносившая особой практической пользы. Обучение воинскому делу сводилось к двум учениям по стрельбе в год, при этом коррумпированные офицеры регулярно удерживали часть его жалованья", - пишет газета, ссылаясь на слова Фетисова. Отслужив три года, Фетисов уволился. Некоторые его сослуживцы, как он говорит, попросту сбежали.
"Добровольцы типа Фетисова уходили толпами, и Минобороны вообще аннулировало эту инициативу", - пишет газета.
Попытки реформирования российской армии пришлись на момент, когда соотношение военных сил на планете кардинально меняется, продолжает Ричард Будро. Китай наращивает военную мощь, побуждая многих соседей, в том числе Россию, спешно крепить оборону. "США, по-прежнему крупнейшая военная сила в мире, пытаются урезать свой оборонный бюджет, но настороженно поглядывают на Китай, проектируют власть на изменчивом Ближнем Востоке и реагируют на вечную обеспокоенность НАТО Москвой", - говорится в статье.
В марте Путин назвал бомбардировки Ливии признаком того, что усилия по укреплению обороны России оправданны. В феврале Россия обнародовала планы закупок в ближайшие 10 лет новых боевых самолетов, военных кораблей, ракет и т.д., на которые выделяется 650 млрд долларов.
"Однако рассказ Фетисова о низком боевом духе в рядах войск заставляет усомниться, что в долгосрочном масштабе Россия способна утверждать свою мощь за границей", - пишет газета.
Минобороны воздержалось от комментариев по поводу жалоб Фетисова, но признало, что широко распространенное недовольство добровольцев-контрактников сорвало кампанию вербовки. Министр обороны Сердюков сказал, что программа была организована неправильно, а ее реорганизация обойдется слишком дорого. В октябре Сердюков признал, что полностью профессиональная армия России не по средствам, и пообещал вернуться к этой идее, "если мы сэкономим деньги на чем-то другом".
Кремль оказался в сложном положении, считает газета. "С расчетом на то, что почти половину всех солдат составят добровольцы-контрактники, Путин внял настроениям в обществе и сократил срок службы по призыву с двух лет до одного. Теперь же дефицит добровольцев и немногочисленность россиян призывного возраста побудили Минобороны отменить некоторые отсрочки и активизировать призыв мужчин в возрасте 18 лет и старше", - пишет автор статьи, добавляя, что это рискует спровоцировать недовольство.
Россия полагается преимущественно на свой ядерный арсенал, говорится далее. "Трения с Западом смягчились, но Путин стремился к возрождению обычных вооруженных сил, ослабленных из-за секвестра бюджета, чтобы подкрепить свою тягу к влиянию в бывших республиках СССР". По данным издания, нынешняя численность российской армии в пять раз меньше, чем советской на 1991 год (1 млн человек против 5 млн).
Программа вербовки контрактников была введена в 2004 году. На взгляд издания, она финансировалась и рекламировалась хуже, чем американская. По данным российских военных, к 2008 году контракты на службу в новых частях заключили 99 тыс. человек - примерно на 40 тыс. меньше, чем планировалось. Затем численность начала резко снижаться - большинство предпочло не продлевать контракты или дезертировало.
В конце 2009 года Сердюков объявил, что российские наземные силы реорганизованы в 85 бригад, более мобильных, чем дивизии. "Лишь позднее чиновники признали, что бригады укомплектованы преимущественно призывниками, которые служат один год и мало обучены ведению боя", - говорится в статье.
Провал вербовки ограничивает возможности России, считает автор. По мнению аналитиков, в прошлом году Кремль отказался послать в Киргизию миротворцев не в последнюю очередь потому, что не нашлось свободной бригады профессиональных военных.
"Фетисов и другие, служившие в армии в недавние годы, говорят, что военные искали потенциальных контрактников исключительно среди тех, кого уже призвали в ряды вооруженных сил, - иными словами, кто уже находится под их контролем", - пишет газета. По словам Фетисова, в 99-м артиллерийском полку, где он служил, офицерам поручили завербовать максимальное число новых добровольцев.
"Фетисов говорит, что они прибегали к необычному методу вербовки: почти каждый вечер в 23:00 зимой призывников строили на плацу и заставляли несколько часов стоять в строю перед офицерами, которые иногда были пьяны", - говорится в статье. "Наконец офицер говорил: "Те, кто хочет подписать контракт, вольно. Остальные - смирно!", - рассказал Фетисов. По его словам, так продолжалось несколько недель, но число контрактников в полку так и не достигло 100%.
Контрактники жили по трое в комнате в новых зданиях, призывники - по 20 человек в казарме. Но и с добровольцами, и с контрактниками обращались грубо, сказал Фетисов. Его рассказ подтвердили два контрактника Артем Пугач и Денис Пушкин, служившие на той же базе.
"Все трое говорят, что столкнулись с произвольными вычетами из их жалования по 20-135 долларов в месяц на цели, которые офицер, по их словам, назвал "нужды полка". Пушкин сказал, что некоторым контрактникам приходилось отказываться от жалованья за последний месяц службы, чтобы получить документы об увольнении", - говорится в статье.
Согласно докладу российской организации "Гражданин и армия", подготовленному в 2008 году, такие вычеты - широко распространенное явление. "Нам говорили, что с военной реформой есть финансовые трудности. Но мы видели, что у командиров появились новые машины", - заметил Фетисов.
Фетисов говорит, что в армии получил серьезную травму руки, а военные врачи лечили ее халатно. Когда, отслужив три года по контракту, Фетисов уволился, в его части, по его словам, осталось всего 10 контрактников из 160, убыль восполнили призывниками.
"Так происходило в частях по всей России. После исхода осталась кучка чисто профессиональных частей, укомплектованных несколькими тысячами контрактников, в армии, состоящей преимущественно из призывников", - пишет газета, ссылаясь на служащих Минобороны и независимых наблюдателей.
Министр Сердюков заключил, что нужно изменить дух офицерского корпуса, прежде чем переходить к профессиональной армии, говорит его советник Виталий Шлыков. Сердюков проводит сокращения среди офицеров и обучение профессиональных сержантов. Но на обучение нового командного состава потребуется целое поколение, замечает Шлыков, так что Россия еще долго будет иметь призывную армию.