"Во-первых, атомные амбиции Ирана, возникшие еще в 60-е годы, во времена режима шаха, никоим образом не являются защитной реакцией на ядерное вооружение Израиля, никогда не признанное официально. Во-вторых, арабские страны обеспокоены возможным ядерным вооружением Тегерана ничуть не меньше, чем Израиль", - рассуждает Рихард Херцингер в статье для Die Welt.
"С тех пор, как Барак Обама обозначил в качестве одного из своих внешнеполитических приоритетов мечту о мире без ядерного оружия и таким образом снова привлек внимание мировой общественности к этому вопросу, арабская пропаганда сильнее критикует израильский ядерный потенциал и выставляет его в качестве источника нестабильности в регионе", - говорит автор.
При этом ведущие арабские державы вполне осознают, что одностороннее ядерное вооружение Израиля "в течение многих десятилетий было одной из основ стабильности на Ближнем Востоке. Арабские лидеры прекрасно знают, что Израиль со своим ядерным арсеналом не может питать экспансивных намерений", говорится в статье. "Израиль, население которого составляет немногим менее 7,5 млн человек, 20% из которых арабы, не годится на роль экспансивной, империалистической державы".
"С момента основания в 1948 году и до 1973 года Израилю четыре раза пришлось обороняться в военных конфликтах против превосходящих сил арабских государств. Только благодаря негласному ядерному вооружению - по слухам, первую бомбу создали еще в 1967 году - он смог исключить вероятность дальнейших арабских нападений", - пишет автор.
По его словам, "устрашающий эффект атомной бомбы принес выгоду Израилю, но косвенным образом также и арабским режимам. С них была снята необходимость постоянной гонки вооружений для постоянных новых войн с целью разрушения ненавистного "сионистского образования".
"Израиль никогда официально не признавал своего ядерного вооружения, поэтому над ведущими арабскими державами также не висела необходимость стремиться к ядерному оружию ради сохранения лица", - отмечается в статье. "Форсируя свою ядерную программу, исламистский режим в Тегеране грозит разрушить этот негласный консенсус".
"Ведущие арабские державы, в свою очередь, рассматривают эту активность как часть иранских претензий на гегемонию в регионе", - пишет автор, указывая, что именно поэтому Египет и Саудовская Аравия недавно закупили в США новые системы ПРО.
"Конечно, Иран вне зависимости от политического режима имеет законные причины беспокоиться за свою территориальную целостность и поэтому пытаться создать условия, при которых нападение на него исключено. Однако эта угроза никогда не исходила от Израиля и его ядерного оружия. До исламской революции 1979 года и провозглашения ликвидации еврейского государства ключевым моментом идеологии Исламской Республики Израиль и Иран даже поддерживали хорошие стратегические отношения, проистекающие из общего интереса - самоутверждения в регионе, где доминируют арабы", - рассуждает автор.
Напоминая о нападении Ирака на Иран в 1980 году, автор высказывает мнение, что "если Ирану и стоит опасаться потенциальных агрессоров, то в первую очередь речь идет о его арабских соседях и других пограничных странах".
"Однако с момента падения режима Саддама Хусейна опасность для Ирана очень сильно снизилась. Парадоксальным образом ни одна страна с точки зрения политики безопасности так не выиграла от вторжения США в Ирак, как Иран. А вторжение США в Иран, если кто-то когда-либо рассматривал такой вариант, после американского опыта в Ираке явно исключено", - рассуждает автор.
"Призыв к созданию "зоны, свободной от ядерного оружия", может быть, звучит красиво для пацифистов-романтиков. Однако оспаривать под этим лозунгом ядерное вооружение Израиля - значит не приближать мир на Ближнем Востоке, а, наоборот, ускорять его дестабилизацию", - заключает автор статьи.