Несколько раз на протяжении переговоров об иранской ядерной программе Израиль взывал к США и их союзникам, пишет в статье для The Washington Post правозащитник Натан Щаранский, председатель Еврейского агентства ("Сохнут"). "Израиль заявлял: если Иран хочет, чтобы с ним обращались как с нормальным государством, пусть начнет вести себя соответственно", - поясняет автор. Но мольбам не вняли. Видимо, Белый дом полагает, что только после подписания ядерного соглашения свободный мир сможет ожидать цивилизованного поведения от Ирана.
По мнению Щаранского, этот подход поразительно отличается от позиции США на многолетних переговорах с СССР.
"Только ради того, чтобы вступить в переговоры с Соединенными Штатами об экономическом сотрудничестве, советский режим был вынужден пойти на первую уступку в области идеологии", - пишет автор. В конце 1950-х Москва отказалась от доктрины разжигания мировой революции ради концепции мирного сосуществования капиталистических и коммунистических режимов, так как сознавала, что иными способами не добьется от США того, в чем она нуждается.
Напротив, сегодняшний Иран не чувствует необходимости смягчать риторику - свои призывы "Смерть Америке!" и "Сотрем Израиль с карты".
Правда, новая риторика не мешала СССР направлять ракеты на Кубу, танки в Прагу и армию в Афганистан. "Но такая агрессия всякий раз провоцировала серьезный кризис в отношениях Москвы и Вашингтона, влияя на атмосферу и результаты переговоров", - пишет Щаранский.
Сегодня же никакая воинственность Ирана не может убедить свободный мир, что Тегеран сам себя дисквалифицировал на переговорах или не вправе претендовать на предложенные ему блага. "Взять хоть прошлый месяц: пока ядерные переговоры шли своим чередом, мы наблюдали, как "Хизбалла", террористическая группировка, представляющая интересы Ирана, превратилась в полноценную армию на северной границе Израиля, а Тегеран продолжал навязывать свою власть другим странам, добавив Йемен к числу подконтрольных ему стран", - говорится в статье.
В сфере прав человека Сенат США в свое время увязал нормализацию экономических отношений с СССР со свободой эмиграции. То, как СССР обходился с диссидентами, было одной из главных тем почти на всех переговорах СССР и США.
"Наоборот, печальная ситуация с правами человека в Иране вообще не упоминалась на недавних переговорах", - сетует автор.
По мнению Щаранского, нынешняя позиция США объясняется "трагической утратой уверенности в своей моральной правоте".
На переговорах с СССР официальные лица США были уверены в моральном превосходстве своей политической системы над советской. Но в современном мире, когда провозглашение превосходства либеральной демократии над другими режимами кажется рудиментом былого колониализма, даже США, видимо, утратили веру в свои убеждения.
Автор заключает: "Утрата уверенного глобального лидерства Америки опасна не только для США и Израиля, но и для жителей Ирана, а также увеличивающегося количества других людей, живущих под властью Тегерана, который чувствует себя все храбрее. Вот-вот станет слишком поздно, но еще можно изменить курс, пока последствия не стали еще более катастрофическими".