В промышленном районе на западе Москвы, в здании старой типографии современные станки круглосуточно производят компакт-диски. Хозяин завода Олег Гордийко, плотный человек с румяным лицом, бывший торговец металлами, с гордостью показывает свое предприятие.
В последнее время этот завод привлек к себе внимание по двум причинам. Американские звукозаписывающие и кинокомпании подозревают, что здесь производятся пиратские диски. Другой интересный момент - месторасположение производства: на воротах висит табличка, утверждающая, что комплекс принадлежит не кому-нибудь, а Кремлю.
Недавно завод Гордийко попал в список российских заводов, которые подозреваются в пиратской деятельности. Этот список передал российскому правительству американский посол Александр Вершбоу. Вершбоу написал, что некоторые из этих заводов расположены на территории государственных предприятий, даже на секретных военных объектах.
Об этой экономической проблеме говорят уже десять лет. Обвинение Вершбоу превратило ее в государственный вопрос. Оно показало, как плохо соблюдается в России принцип главенства закона.
"Это уже просто наглость, когда такие вещи происходят на государственной собственности в таких масштабах", - сказал представитель посольства США, курирующий этот вопрос.
Огромный пиратский музыкальный рынок России по своим объемам уступает только китайскому. По данным Международной федерации звукозаписывающей промышленности, две трети продающихся в России компакт-дисков являются подделками. Пираты мешают повысить объемы легальных продаж, вынуждают российских музыкантов, выбиваясь из сил, зарабатывать на жизнь гастролями.
Эта проблема существует не только в Москве - пиратские компакты и фильмы можно купить и на улицах Нью-Йорка - но все-таки в российской столице размах незаконной деятельности достиг огромных масштабов. Легально Россия покупает лишь 11,5 млн. компакт-дисков в год. По данным федерации, объемы пиратской продукции, часть которой поступает из Китая, - в четыре раза выше. Пиратский компакт-диск можно купить за 2,5 доллара.
"Легальная музыка - это лишь ниша на российском рынке. Странно, но это так, - сказал Дэвид Джанк, глава российского отделения Universal Music. - Невозможно заработать большие деньги в музыкальном бизнесе при таком пиратстве".
Государственные предприятия и военные заводы позволяют пиратам прятаться от милицейских проверок. Военные предприятия простаивают в связи с резким падением объемов военных заказов в девяностых. Диски спасают их от гибели.
Сорокалетний Гордийко, глава комитета по защите прав интеллектуальной собственности в российской Торговой палате, решительно отвергает обвинения в пиратстве. По его словам, все диски, выпускаемые на его заводе - 500 000 в месяц - законны.
Он считает, что американские компании "сообщили послу неверную информацию".
Одновременно Гордийко признает, что у него нет ни времени, ни ресурсов, ни желания проверять, получили ли все выполняемые им заказы официальное разрешение.
"Если у меня есть хороший принтер, и кто-то другой печатает на нем деньги, почему я должен отвечать за это?" - спрашивает Гордийко, давший интервью для этой статьи из французкого города Сент-Тропе.
Точно так же ответило на вопрос о Гордийко правительство. Владимир Григорьев, представитель министерства печати РФ сказал, что управление собственности Кремля "просто сдает территорию в аренду. Им не очень важно, что там происходит".
Тем не менее прошлым летом Гордийко явно помогли его связи, когда милиция провела обыск на заводе и конфисковала большое количество дисков, заявив, что они поддельные. Вскоре после этого дело было мистическим образом закрыто. Милиционеры, проводившие рейд, были уволены или переведены в другие подразделения. Милицейское руководство отказалось обсуждать этот случай.
Константин Земченков, директор Российской антипиратской организации, сказал, что Гордийко пользуется "серьезной поддержкой со стороны правительства".
Гордийко утверждает, что близкие отношения с бывшим управляющим кремлевской собственностью Павлом Бородиным не дали ему никаких преимуществ. Он сказал, что Бородин хотел инвестировать в завод, но потом передумал и остался арендодателем.
В последние месяцы российское правительство активизировало борьбу с пиратством. Введены в силу новые правила, согласно которым заводы должны получать лицензии. После развала Советского Союза сектор был дерегулирован, теперь власти хотят взять его под контроль. "Все знают, что мы хотели ввести в этой индустрии систему лицензирования, - сказал Григорьев. - Влиятельное лобби выступало против. Но мы сделали это законом".
Крис Абел-Смит, российский представитель American Home Entertainment companies, Paramount, Universal и DreamWorks, сказал, что у российских предприятий мало заказов не лицензированную продукцию, и порой они просто вынуждены заниматься незаконным производством.
Это можно увидеть на примере видеокассет. Некоторые западные студии начали заключать договора с российскими компаниями о законном производстве. Ситуация на рынке леальных видеокассет улучшилась.
В то время как правительство ставит под контроль крупные российские заводы, начинают разворачиваться новые, мелкие производители. Ранним утром на одном из самых крупных московских рынков дисков и фильмов небольшой столик с пиратскими записями рэп-музыки притягивает худых подростков.
Продавец, девятнадцатилетний Александр, приводит в порядок ряды дисков таких групп, как Public Enemy и Snoop Doggy Dogg.
Мы спросили его, на каких заводах сделаны эти диски. Он и все покупатели засмеялись.
"Я сам их палю", - сказал он.