Спокойный. Уверенный. До самого последнего мгновения. Даже когда балка потолочного перекрытия перебила ему ноги, Сержиу Виейра ди Меллу не терял самообладания. Он не требовал проведения ответных силовых акций, не просил о мщении. Дипломат до мозга костей. Этот человек всю свою жизнь работал над тем, чтобы найти лучшее решение для пользы людей.
Специальный представитель генерального секретаря ООН в Ираке умер, прежде чем спасатели сумели вытащить его из-под обломков здания. Он погиб в результате взрыва грузового автомобиля со взрывчаткой, врезавшегося в здание Canal Hotel, где размещалась штаб-квартира ООН в Багдаде. Ему было 55 лет.
В сентябре прошлого года, вступая в должность Верховного Комиссара по правам человека, он сказал: "Я 33 года работаю на ООН и ни на кого другого". Немногие сотрудники ООН могут с гордостью заявить о своей независимости от давления и интересов стран, которые они представляют. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан избрал его своим представителем в Багдаде на период пребывания там американской администрации. Крайне деликатная миссия, принимая во внимание разногласия внутри Совета Безопасности до и после американского удара. Назначение ди Меллу, бразильца по происхождению и француза по образованию, должно было стать предупреждением Вашингтону: направляя его туда, ООН как бы заявляла о том, что не будет подчиняться американским властям в Ираке. Ди Меллу мог выступить против решений людей президента Джорджа Буша, мог выступить с критикой всего того, что, по его мнению, американские оккупационные власти делают неправильно. Но, как всегда, он решил работать, делать все возможное. Он не стал конфликтовать с американским проконсулом в Багдаде Полом Бремером. Он работал с ним, но не подчинялся ему. Его первым успехом стало формирование Правящего совета Ирака. В число 25 "представителей", избранных Вашингтоном, в самый последний момент были включены иракцы, которые на протяжении многих лет сотрудничали с ООН и боролись за права человека.
В момент взрыва ди Меллу находился за своим рабочим столом, в кабинете на втором этаже Canal Hotel. Вероятно, именно он был целью камикадзе, потому что грузовик врезался в здание как раз под его окнами. Не стоит искать информатора, который указал точное время для атаки: ди Меллу работал по 13-14 часов в день.
Взрыв был огромной разрушающей силы. Дипломат оказался под обломками на цокольном этаже здания, с перебитыми цементной балкой ногами. Он даже сумел поговорить по сотовому телефону с теми, кто пытался до него добраться. Потом силы его оставили, и он выронил телефон.
Гасан Саламе, его помощник, бывший ливанский министр, после всего случившегося рассказал: "Я кричал, я звал его. Он увидел меня и улыбнулся. Потом закрыл глаза". Спасатели попытались разбить стену, чтобы извлечь ди Меллу из-под обломков. "Он просил: "Воды, воды", - рассказал один из них. Но, когда, наконец, до него добрались, он был уже мертв.
Гибель ди Меллу - огромная утрата для всей структуры ООН. В Нью-Йорке, в кулуарах ООН о нем говорили как о возможном кандидате на пост генерального секретаря ООН после истечения мандата Кофи Аннана. "Он был маяком, примером для всех нас, - говорит представитель ООН в Косово Андреа Анджели. - Я убежден, что если бы в 1994 году его не отозвали с Балкан, история могла бы пойти в другом направлении, и трагедий, такой, как в Сребренице, могло бы не быть".
К числу дипломатических побед бразильского дипломата можно отнести возвращение в 1992 году на родину миллиона камбоджийских беженцев, оказание помощи в 1996 году спасшимся от массовых убийств в Руанде, обретение Восточным Тимором в 2001 году независимости от Индонезии. Ирак должен был стать "шедевром" его деятельности. Но ему не хватило времени.