Теракты в Багдаде и Иерусалиме потрясли две колонны амбициозной ближневосточной политики президента Буша: построение мира и демократии в Ираке и разрешение длительного израильско-палестинского конфликта.
Эти теракты стали ударом по администрации, которая в последнее время с нарастающей уверенностью говорила о своей способности умиротворить регион.
Консерваторы утверждали, что, создав дружественное правительство в Ираке и заняв более жесткую позицию в отношении израильско-палестинского конфликта, администрация в состоянии разрешить обе проблемы, которые мучили предшественников Буша. События вторника поставили под сомнение достижение этих целей - по крайней мере, скорейшее достижение.
Утром, остановившись, чтобы выпить чашку кофе по пути на свою первую игру в гольф во время августовских каникул, президент Буш говорил с оптимизмом: "Свободный Ирак сделает Ближний Восток более мирным, а мирный Ближний Восток важен для безопасности Соединенных Штатов".
Два часа спустя Буш возбужденно обсуждал взрыв в Багдаде со своими советниками. После обеда он выступил с обращением, в котором осудил террористов, назвав их "врагами цивилизованного мира".
Спустя еще два часа взорвался автобус в Иерусалиме.
Буш не показывался на публике до конца дня, и чиновники Белого дома только повторяли тезисы, уже высказанные президентом.
"Эти теракты делают очевидным, что террористы - это враги цивилизованного мира", - заявил представитель Белого дома Скотт Макклеллан.
Администрация подчеркнула, что пока еще рано говорить о том, как повлияет теракт в Иерусалиме на ближневосточный мирный процесс, на "Дорожную карту". Буш относится к реализации "Дорожной карты" как к своему личному обязательству, и многое поставил на ее успех.
Представитель Совета по национальной безопасности Шон Маккормак указал, что теракт в Иерусалиме не следует считать началом конца "Дорожной карты". "Наша задача помочь сторонам достичь целей ("Дорожной карты") остается неизменной и непоколебимой", - сказал он.
Однако бывший спецпосланник США на Ближнем Востоке Деннис Росс, который при администрации Клинтона вел переговоры и с израильтянами и с палестинцами, отметил, что реализация "Дорожной карты" может остановиться.
"Теперь, вероятно, все будет заморожено", - заявил он, предсказывая, что израильтяне будут настаивать на том, что никакой прогресс невозможен до тех пор, пока не будет уничтожена террористическая инфраструктура.
"Мне кажется, что те израильтяне, которые вот-вот готовы были согласиться с отказом от ареста боевиков, теперь собираются произнести: "Мы должны увидеть наглядный пример", - сказал Росс.
Что касается судьбы американской оккупации и реконструкции Ирака, то в транслировавшемся СМИ обращении президента проскальзывают намеки на опасения администрации, что простые иракцы отвернутся от США. Без их поддержки американская интервенция провалится.
"Иракский народ сталкивается с испытанием, и у них есть выбор, - заявил Буш. - Террористы хотят возвращения к камерам пыток и массовым захоронениям. Иракцы, которые хотят мира и свободы, должны отказать им и сражаться с террором".
Известие о теракте в Багдаде пришло около 7:30 утра. В 8:15 объективы телекамер засняли Буша говорящим по мобильному телефону. Его рубашка на спине взмокла, лоб прорезала глубокая борозда.
После консультаций с советниками Буш отправился на свое ранчо. Когда он выступал перед телекамерами, его лицо сохраняло напряженность. Он говорил о том, что эти атаки свидетельствуют не о провале американской политики, а об ее успехе.
"Каждый признак прогресса в Ираке усиливает отчаяние террористов и последних представителей жестокого режима Саддама, - заявил президент. - Ирак необратимо движется к самоуправлению и миру".
Предыдущие атаки в Багдаде ни разу не нарушали заведенного порядка в Белом доме. Когда около двух недель назад в результате взрыва автомобиля около посольства Иордании в Багдаде погибли 17 человек, расписание Буша не изменилось, и единственной реакцией со стороны Белого дома было краткое заявление младшего сотрудника.
Но вторничный теракт задел нерв политической жизни. А теракт в Иерусалиме усилил беспокойство, подрывая усилия Буша в достижении мира между Израилем и палестинцами.
В Вашингтоне чиновники администрации признали, что у них есть много причин для глубокой озабоченности.
С одной стороны, теракт в Багдаде может лишить мужества американцев, чья поддержка играет решающую роль для реконструкции Ирака. Отдельные эксперты уже давно предсказывали, что крупномасштабная атака может настроить американское общественное мнение против интервенции в Ираке.
"Это ужасная трагедия, и она не может не напугать некоторых людей, хотя ответ нашего правительства будет заключаться в удвоении наших усилий", - заявил представитель Госдепартамента.
Этот теракт также может испугать страны, которые США активно пытаются убедить отправить свои миротворческие войска в Ирак, так как администрации требуются десятки тысяч новых солдат, чтобы истощенные войной американские подразделения могли вернуться домой.
Чиновники Пентагона работали допоздна. В частной беседе один из них заметил, что новые террористические методы, применяемые против гражданских объектов, сократят помощь как со стороны неправительственных организаций, так и со стороны других стран.
"Это атака на все международное сообщество, - сказал он. - Это атака, нацеленная на то, чтобы помешать Ираку стать свободным и демократичным".
Серьезным ударом по администрации стала гибель верховного комиссара ООН Сержиу Виейры ди Меллу, который эффективно справлялся со своими обязанностями, в отличие от многих других представителей ООН.
На практическом уровне теракт в Багдаде может увеличить дистанцию между иракцами и теми, кто пытается восстановить страну, потому как насилие может заставить ООН и другие неправительственные организации усилить меры безопасности. До сего момента ООН и другие участники реконструкции стремились дистанцироваться от американских вооруженных сил и работали с иракцами без пуленепробиваемых жилетов, без оружия и без бронированного транспорта.
Однако место для оптимизма еще имеется в обоих регионах, говорят чиновники.
Теракт в Иерусалиме может настроить некоторых палестинцев против террористических группировок "Исламский джихад" и "Хамас", которые взяли на себя ответственность, а это облегчит для палестинской администрации задачу по их устранению.
По мнению Росса, надежда на прогресс зависит от того, смогут ли США заставить каждую сторону детально описать действия, которые они предпримут, а также добиться, чтобы палестинское руководство арестовало членов "Исламского джихада".
"Я не знаю, насколько удовлетворительным будет процесс до тех пор, пока мы не увидим конкретных действий", - заявил Росс.
Теракт в Багдаде, в свою очередь, может привести к тому, что администрация получит дополнительную помощь и поддержку, если члены ООН поймут, что с американцами их объединяет единая борьба. В то время как многие страны выступали против вторжения в Ирак, ни одна из них не хочет, чтобы реконструкция провалилась.
"На высшем уровне это может объединить лидеров: И может оказаться, что со стороны террористов, атаковавших ООН, это была очень плохая идея", - заметил представитель Пентагона.
Однако до появления большего количества фактов относительно обоих терактов предсказать реакцию мира невозможно.
Если исход зависит от Буша, то он подтвердил свою твердую приверженность иракскому и израильско-палестинскому урегулированию.
"Пытаясь посеять хаос и страх, террористы испытывают нашу волю, - заявил Буш. - По всему миру они узнают, что нашу волю не сломишь. Мы выстоим во всех испытаниях".