Штат Техас намерен казнить человека за преступление, которого он не совершал. Преступник, совершивший убийство в городе Сан-Антонио, был казнен в прошлом году. А Кеннет Фостер, сидевший в машине в 25 метрах от места убийства в момент стрельбы, был приговорен к смерти по "закону о соучастии".
Спорный техасский закон устраняет различия между преступником и соучастником преступления. Человек признается виновным, если он знал о готовящемся преступлении.
И хотя федеральный апелляционный суд заявил, что смертный приговор Фостеру "нарушает фундаментальные принципы конституции", юридический парадокс не позволяет апелляционному суду отменить приговор при отсутствии новых доказательств.
Последняя апелляция Фостера, поданная в этом месяце, не принесла результатов, и 30 августа ему грозит смертная казнь. Последний шанс 30-летнего афроамериканца - прошение о помиловании в техасскую комиссию по делам поручительства, которое затем должен будет подписать губернатор Рик Перри.
"Он приговорен к смерти из-за их промаха, - говорит адвокат Фостера Кит Хэмпсон. - Была допущена серия ошибок, которая привела к эффекту домино. Я призываю суд вмешаться по собственной инициативе и исправить сделанные ошибки. Иначе человека казнят".
14 августа 1996 года Фостер вместе с тремя друзьями ездили на автомобиле по Сан-Антонио, курили марихуану и занимались вооруженным грабежом. Фостер оставался за рулем, в то время как двое его сообщников - Маурисио Браун и Джулиус Стин - грабили прохожих. По дороге домой к четвертому пассажиру - Дуэйну Дилларду - они заехали в незнакомый район. Некая женщина заподозрила, что ее преследуют. Когда она попыталась уйти, Браун вылез из машины и последовал за женщиной к дому ее друга - Майкла Лахуда. Браун и Лахуд вступили в перепалку. Трое, оставшиеся в машине в 25 метрах от того места, услышали "хлопок". Браун вернулся к машине, и Фостер уехал.
Все четверо были арестованы в связи с убийством Лахуда. Обвинение Дилларду не было предъявлено, а Стин пошел на сделку с обвинением. Прокуратура потребовала смертной казни только для Брауна и Фостера. По требованию окружного прокурора их судили совместно.
Приговор Брауну не вызывал вопросов, а приговор Фостеру зависел от показаний Стина. Тот заявил суду, что "вполне понимал", что произойдет, когда Браун вышел из машины. Показания Стина сыграли ключевую роль: они подтвердили, что между преступниками существовал сговор с целью вооруженного ограбления. Суд решил, что раз об этом знал Стин, то знал и Фостер.
По словам адвоката, решение судить Фостера вместе с Брауном навредило его подзащитному. Фостер, обладающий более крупной фигурой, выглядел в группе лидером. Кроме того, во время показаний Стина в зал суда пришли его соратники по банде. Судя по всему, присяжные решили, что эта банда связана с Фостером. Они потребовали, чтобы до конца суда в зале находилась вооруженная охрана. Просьба была удовлетворена.
В мае 1997 года суд вынес Брауну и Фостеру смертный приговор. Браун был казнен в прошлом году с помощью смертельной инъекции.
Уже после приговора Фостеру появились свидетельства о том, что сговора с целью ограбить Лахуда могло не быть. Однако Фостер подавал свои апелляции на основании того, что вынесенный ему приговор противоречит конституции. Именно об этом говорил его адвокат в письме, которое в августе направил главе техасской комиссии по делам поручительства и помилования. Однако апелляционный суд пятой инстанции согласился с предыдущими решениями, сочтя, что Фостер должен был знать, что той ночью в 1996 году кого-то могли убить.
"Фостер не мог не знать, что в ходе вооруженных ограблений, организованных им вместе с сообщниками, может быть совершено убийство", - говорится в судебном решении. По словам суда, он продемонстрировал "грубое неуважение к человеческой жизни".
Адвокат Фостера пребывает в смятении. "Мы пали жертвой процедурной ошибки. Любой суд, рассматривающий это решение, понимает, что эта казнь будет нарушением конституции. Это приводит в бешенство", - говорит Хэмпсон.
Теперь исход дела зависит от техасской комиссии по делам поручительства. При согласии минимум пяти из семи членов комиссии она может рекомендовать губернатору изменить приговор. Тем не менее, губернатор Перри даже при наличии подобной рекомендации еще ни разу не отменял смертных приговоров.
С тех пор, как в 1974 году в США возобновилось применение смертной казни, в Техасе были казнены 398 человек - больше, чем в любом другом штате.