Российские военнослужащие, которые в этот жаркий августовский день перекрывают въезд в Гори, будут не против получить, наконец, приказ к отступлению. "Но пока об этом речи не идет", - говорит один из них. Вместо того чтобы вернуться сначала севернее, в Южную Осетию, а затем и в Россию, российские бронетранспортеры движутся в течение дня из Гори в другом направлении - по шоссе, ведущему в грузинскую столицу Тбилиси.
На автобусных остановках и покинутых заправках русские через каждые несколько километров разместили контрольно-пропускные пункты. Рядом с трассой в укрытиях стоят БТР. В то время как информагентства поспешили объявить о первых признаках ослабления напряженности, корреспондент FR во вторник собственными глазами видел, как от окраин Гори в направлении Тбилиси двигались военные грузовики и армейская строительная техника, чтобы укрепить российские позиции по ту сторону шоссе.
На самом первом из российских постов, на полпути между Гори и Тбилиси в селе Игоети, на одном берегу реки Лехура стоят русские с тяжелой военной техникой, а на противоположном - грузины, но не солдаты: власти Грузии здесь представляют пара десятков полицейских. В понедельник российский танк просто переехал автомобили грузинских полицейских после того, как те отказались освободить дорогу.
Во вторник тем не менее на этом замершем фронте произошла мирная встреча. Придорожная пыль закружилась в воздухе, когда приземлились два российских военных вертолета, на борту которых находились раненые и взятые в плен грузинские военнослужащие. 15 грузин были обменяны на 12 русских.
Доступ для западной прессы закрыт - русские снимают "доблестные восстановительные работы"
Попасть в Гори могут только конвои с гуманитарной помощью от ООН, Красного Креста и World Food Programs. Российские военные не пропускают в город западных журналистов; при этом в среду в сопровождении российских военных из южноосетинского Цхинвали в Гори проехали несколько российских журналистов. Как рассказал один из российских журналистов, в Цхинвали "нам позволили в последние дни снять на камеру доблестные восстановительные работы, проводимые российской армией".
В Гори охраняемые пуще глаза российскими военными журналисты должны "снять начало вывода российских войск", рассказал французский телекорреспондент, единственный иностранец в группе. Им продемонстрировали 4 БТР и 3 танка, которые выехали из Гори и якобы явили собой начало вывода войск.
Дезинформация и разыгранный вывод войск
В Цхинвале он не заметил признаков вывода войск из так называемой центральной части Грузии, отметил француз. Напротив, еще во вторник утром "многочисленные осетинские члены военизированных групп отправились из Цхинвали в Гори. Конечно, снимать это нам не разрешили".
На российских контрольно-пропускных пунктах между Тбилиси и Гори многие военнослужащие, еще за день до этого одетые в обычную военную форму, во вторник были экипированы в новенькую форму с круглыми сине-желтыми нашивками "МС" - сокращение от "миротворческих сил".
Один приехавший из Цхинвали журналист рассказывал: "Они теперь разрешают нам снимать пару подразделений, которые якобы снимаются с места, затем они надевают новую форму и снова появляются, но уже в качестве "миротворцев".
Разрешению на новые базы 9 лет
В понедельник Россия задействовала документ, датированный 1999 годом: протокол международной контрольной комиссии, состоявшей из русских, осетин и грузин, которая открывала миротворцам доступ к территории Грузии до села Каралети, в 6 км к северу от Гори. Там во вторник российские военные начали строительство новых укрепленных контрольно-пропускных пунктов. Об этом рассказал журналист из New York Times.
В грузинском городе Поти, расположенном далеко от спорных территорий Южной Осетии и Абхазии, российские военнослужащие на БТР блокируют доступ к порту. Журналист информагентства АР слушал взрывы и был свидетелем того, как военные захватили 22 грузин, которые препятствовали установлению блокады.