Если отношения его страны с НАТО рушатся, то это кошмар для любого дипломата. Однако для Дмитрия Рогозина, посла России в альянсе и националиста, это его звездный час
В скупо обставленном офисе на самом краю территории НАТО в Брюсселе жара, термометр показывает 40 градусов. Вокруг Дмитрия Рогозина толпятся 13 телеоператоров с камерами и десятки потных журналистов. В рамке на стене висит постер, на нем надпись "Сотрудничество России и НАТО в области противоракетной обороны". Посол России в НАТО обещает вместо пропаганды "объективную информацию". В толчее картина внезапно падает на пол.
"Смотрите, это символично - мы этого не планировали", - говорит 44-летний Рогозин. Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер как раз заявил, что Совет Россия-НАТО пока что собираться не будет. 26 государств-членов западного альянса дали понять Схефферу, что после российского вторжения в Грузию прежние отношения продолжаться не могут.
Для человека вроде Рогозина положение должно представляться кошмарным, ведь пестование отношений между бывшими противниками в холодной войне - его работа. Но, похоже, его это вовсе не шокирует. Слегка небритый, с роскошными запонками, он насмехается над прежним противником. "Я не понимаю, почему НАТО вдруг стало настолько нерешительным", - подначивает он. Или: "Я рекомендую НАТО сначала принять в свои ряды Гитлера, потом - Саддама Хусейна, а затем и президента Грузии Саакашвили".
Хотя обычно российские дипломаты менее осторожны, чем их западные коллеги - тем не менее, подобные высказывания необычны. Своей тональностью Рогозин во многом забивает даже собственного шефа, министра иностранных дел Сергея Лаврова.
Рогозин - убежденный националист. Если не принимать во внимание его знание иностранных языков (английский, испанский, итальянский, чешский и французский), то бывший глава партии "Родина" ничем не напоминает дипломата. В своей предвыборной кампании он сделал ставку на ксенофобию, и его партия была снята с предвыборной гонки. "Чем сильнее приближаются к нам базы НАТО, - пояснил он однажды перед началом своей деятельности в Брюсселе, - тем легче нам их поразить. Раньше для этого нам были нужны ракеты, а сегодня хватит и пулеметов".
В Брюсселе он многих нервирует своими высказываниями и поведением. "С ним ничего нельзя обсудить без того, чтобы на следующий день то, о чем вы говорили, не появилось бы в какой-нибудь российской газете", - досадует один натовский дипломат.
Однако теперь, в условиях угрозы нового ледникового периода в отношениях между Брюсселем и Москвой, этот дипломированный журналист расцветает по-настоящему. С начала войны на Кавказе Рогозин в ежедневном брифинге для прессы озвучивает свою правду. "Гора потужилась и родила мышь", - пошутил он во вторник, намекая на ограниченную дипломатическую свободу действий НАТО.