Решение России прекратить экспорт зерна рано или поздно ударит по карману розничных потребителей, предполагает в своей статье в Globe and Mail Сильвен Шарлебуа, профессор Колледжа менеджмента и экономики при Гелфском университете (Канада). Сельское хозяйство в разных странах мира все больше хиреет под давлением климатических изменений, полагает он. "Капризы погоды порождают активность рынков и спекулянтов и грозятся спровоцировать астрономический рост цен на продовольствие", - пишет автор. По его мнению, резкие колебания на рынке - это не временное явление, а предвестие новой эры.
Из-за засухи Россия, Казахстан и Украина обнаружили, что погода может перечеркнуть всю стратегию экономического развития, утверждает автор. Пшеница тянет за собой другие цены на продовольствие. И все же, на взгляд Шарлебуа, острый продовольственный кризис 2008 года не повторится: тогда цены на нефть были рекордными - 146 долларов за баррель, ныне транспортировка обходится намного дешевле. Автор считает, что у подорожания продовольствия есть и свои плюсы: исчезнет риск дефляции, ныне нависший над Западом, люди перейдут на более здоровое питание.
На взгляд автора, сельское хозяйство переживает не кризис, а переходную фазу, вызванную изменением соотношения спроса и предложения. К 2030 году более 1 млрд человек пополнят ряды среднего класса, причем многие из них будут жить вдали от сельскохозяйственных земель. "Это создаст дефицит зерновых и подвергнет продовольственные ресурсы сильному системному давлению", - заключает автор, предрекая новую эру в продовольственной сфере.