Эдвард Сноуден вполне заслужил благородное имя "обличителя", заявляет The Guardian. Журналист Рой Гринслейд полагает, что это отлично доказано в статье Питера Маасса в "New York Times magazine" (Как Лаура Пойтрас помогла Сноудену поведать его секреты).
"Сноуден продемонстрировал: правительственная слежка, о существовании которой журналисты могли разве что подозревать, - реальное явление", - говорится в статье.
Автор кратко пересказывает статью Маасса: сначала Сноуден попытался наладить контакт с журналистом Гленом Гринвальдом, но тот не среагировал. Тогда он обратился к кинорежиссеру-документалисту Лауре Пойтрас, и только она свела его с Гринвальдом.
В переписке с Маассом Сноуден заметил: "Меня удивило, что в новостных организациях некоторые люди не сознают: любое незашифрованное сообщение, посланное по интернету, доставляется всем разведкам мира".
По мнению Гринслейда, это ключевой момент. Утечки Сноудена подтвердили, что электронная переписка не защищена от огласки.
Автор также отмечает: согласно статье Маасса, Пойтрас стала одной из ключевых фигур в процессе обнародования материалов Сноудена. С Гринвальдом она познакомилась в 2010 году, задумав документальный фильм о правительственной слежке.
Ранее, в 2006 году, сама Пойтрас обнаружила, что "ее билеты на рейсы внутри США маркируются SSSS", пишет автор, поясняя, что это означало дополнительные проверки в аэропортах. Гринвальд написал статью о мытарствах Пойтрас. Именно эта статья привлекла к ним внимание Сноудена.
Пойтрас "продемонстрировала мужество, личный опыт и умения, которые нужны, чтобы справиться, пожалуй, с самым опасным для журналистов заданием - освещением тайных злодеяний самого могущественного в мире правительства", написал Маассу Сноуден, объясняя, почему остановил выбор на Пойтрас.
Пока власти не предъявляют Пойтрас и Гринвальду никаких обвинений, но оба в ближайшее время не собираются в США. "Они осознают, что администрация Обамы преследует как разоблачителей, так и журналистов, публикующих разоблачения", - говорится в статье.