Многие американцы по-прежнему относятся к России со страхом и подозрительностью, и они чувствуют себя увереннее, когда Джордж Буш ездит в Москву, смотрит в глаза Владимиру Путину и ручается за душу российского президента. Буш не признает свою ошибку, но дефекты его зрения, возможно, связаны с тем, что Путин с холодными глазами имеет по поводу власти замыслы, больше напоминающие сталинский Кремль, а не демократическую Россию, которую восхваляет Буш.
На прошлой неделе российский парламент проголосовал за новый закон, позволяющий Путину назначать губернаторов всех провинций, а не иметь избранных губернаторов. В проекте закона делалась попытка восстановить некоторый баланс путем получения согласия местных законодательных органов. Если бы законодатели трижды проголосовали против предложенной кандидатуры, Путин должен был бы предложить другого кандидата. По окончательному варианту, который подписал Путин, если законодатели трижды проголосуют против предложенной кандидатуры, им конец. Законодательный орган будет распущен. "Каким бы гротеском и абсурдом это ни выглядело, это правда", - говорит Юрий Мальцев, профессор экономики из Колледжа Картаге в Висконсине.
Мальцев был одним из последних перебежчиков из СССР перед его распадом. Он был советником президента Михаила Горбачева и полгода работал у Бориса Ельцина, редкие моменты величия которого заслонили его обжорство и пьянство. Мальцев вспоминает, как Ельцин под действием алкогольных паров говорил: "Я пытался сделать все, чтобы помочь матери-России подняться, но получилось как всегда".
Мальцев ничуть не благосклоннее к Путину, который, по его словам, воспользовался сентябрьским нападением террористов на школу в Беслане как предлогом для установления авторитарного правления. Сотни детей погибли, а фотографии скобящих родителей привлекли внимание всего мира и напугали семьи. И все же использование теракта для отмены свободных выборов это слишком. "Это как если бы Буш после 11 сентября заявил, что штаты не будут избирать губернаторов", - говорит Мальцев.
Он возмущен тем, что Путину, бывшему агенту КГБ, удалось победить на выборах в России. "Вы можете представить себе, чтобы Германия выбрала хоть куда-нибудь бывшего сотрудника гестапо, - восклицает он. - Это просто невозможно. Но в России 69% населения решили, что в службе в КГБ нет ничего плохого".
После падения режима Горбачева 24 декабря 1991 года военные расходы резко сократились. Путин повернул тенденцию вспять. Придя к власти в 1999 году, он неуклонно наращивает расходы на армию, и теперь они находятся на уровне холодной войны. Он заботится и о своей альма-матер, КГБ, преемница которого, ФСБ, с 1999 года увеличила бюджет на 360%.
"Тот, кто был в КГБ, остается в КГБ", - говорит Мальцев, который не видит ни одной из положительных черт, замеченных Бушем, когда смотрит в глаза Путину. Он видит автократа, который эксплуатирует страх людей перед терроризмом для ужесточения мер безопасности и разгрома потенциальных соперников. Мальцев отмечает, что 16 из 19 олигархов страны евреи, а Путин называет их "безжалостными капиталистами", что близко к клевете.
Путин пытается восстановить величие России, но он делает это перед лицом огромных препятствий. Да, Россия обладает 7 тыс. ядерных боеголовок и армией в 1,8 млн человек. По нефтяным ресурсам она уступает только Саудовской Аравии. Но состояние ее экономики не может не вызывать жалости. На диаграмме Мальцева российский ВВП чуть больше, чем в штате Джорджия и меньше, чем в Иллинойсе.
"Там 19 миллиардеров и море неимущих, - говорит он. - Россия гораздо важнее политически, чем экономически". По уровню детской смертности некоторые области огромной страны могут соперничать со странами третьего мира. В сельской местности во многих больницах нет канализации. При этом страна посылает людей в космос и разрабатывает ядерное оружие.
Борис Ельцин, бывший начальник Мальцева, распустил коммунистическую партию и провел стихийную приватизацию. "В США мы называем это грабежом", - говорит Мальцев. Капитализм не может выжить, если вся земля принадлежит государству, а приватизация не создала значительных рынков. В редакционной статье New York Times замечено: "Адам Смит задушил Россию".
Мальцев встречался с Кондолизой Райс, которая, по его мнению, реалистичнее, чем Буш, относится к Путину. "Она говорит по-русски не хуже меня, а может быть, и лучше", - отмечает он. Райс изучала Россию в разгар холодной войны, и она, вероятно, сделает американскую политику более осторожной по отношению к Путину.
"У нас может появиться новый член оси зла", - говорит Маршалл Уитманн, исследователь Конференции демократического руководства. В следующий раз, когда Буш посмотрит в глаза Путину, рядом с ним будет Райс, которая напомнит ему о том, что окно в душу Путина, скорее всего, найдется в здании КГБ.