Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
20 декабря 2006 г.

Андреа Бонанни | La Repubblica

Семилетний кошмар начался с охоты на распространителей болезни

Кто знает, смогут ли после объявления смертного приговора Валя, Кристиана, Нася, Снежана и Валентина вернуться в здание-бункер, которое болгарское правительство построило на свои деньги за двойной стеной тюрьмы "Дждаида" на восточной окраине Триполи. Там в течение семи бесконечных лет этого несправедливого заключения они могли, по меньшей мере, мыться, спать на кровати, готовить какую-то еду и разговаривать друг с другом. И они могли повторять, как спасительную молитву, что это еще не смерть и что однажды они избавятся от кошмара этой взбесившейся русской рулетки, когда непостижимый и жестокий режим делал ставки на их жизни. Но эта рулетка, как кажется, уже не подчиняется даже капризам Каддафи.

Без сомнения, Ашраф аль-Хаджадж, палестинский врач, которого обвиняют, как и медсестер, в намеренном заражении 400 детей в детской больнице в Бенгази, вновь вернулся в камеру смертников той же тюрьмы, где его подвергали жестоким пыткам и где он на протяжении нескольких лет наблюдает за отправкой приговоренных на казнь.

Никто не строил для него более гуманной тюрьмы. Хотя ему позволили помыться и переодеться перед тем, как поставить его перед судьями и фотографами в зале суда, его еще два года назад черные волосы превратились в абсолютно седые.

Дело пяти болгарских медсестер и их палестинского коллеги является драмой абсолютизма, ставшего заложником самого себя. Научные исследования доказали неопровержимым образом, что вирус СПИДа присутствовал в педиатрическом госпитале Бенгази задолго до приезда этих шести медработников в 1998 году. Распространение вируса среди маленьких пациентов стало следствием нарушения санитарных норм: в больнице практиковалось повторное использование шприцов после инъекций и капельниц. И когда в 1999 году среди малолетних больных вспыхнула эпидемия СПИДа, тогда еще неизвестной болезни в изолированной от всего мира Ливии, мигом разгорелся психоз заговора.

В то время как главный врач больницы был награжден вместо того, чтобы уйти в отставку, как он того заслуживал, сам Полковник подверг резким нападкам иностранцев, выдвинув смешное обвинение в международном заговоре. Пяти женщинам и их коллеге-мужчине были уготованы арест, допросы, насилие, пытки, которые вынудили одну из медсестер "признаться" в том, чего она не совершала. В 2001 году прокурор потребовал вынести первый смертный приговор. Дважды этот процесс, ставший уже политическим делом как внутри страны, так и за ее пределами, заканчивался и вновь начинался. Дважды обвинитель требовал смертной казни.

Первый смертный приговор был вынесен в 2004 году. Осужденные подали апелляцию. Через год суд оправдал 10 офицеров полиции, обвиненных в том, что они получили признательные показания при помощи пыток. Психическое состояние заключенных женщин было катастрофическим. Одна из них предприняла попытку самоубийства. Палестинец, изолированный в камере смертников, подвергался истязаниям.

Международное сообщество мобилизовалось. Европейский союз и Болгария создают фонд для выплаты компенсации за жертв ливийского суда. Брюссель финансирует реконструкцию детского госпиталя, который стал центром по оказанию помощи детям, больным СПИДом, а они прибывают в эту клинику со всей страны. Команда итальянских медиков оказывает помощь маленьким пациентам, некоторые из которых перевозятся в Италию. Комиссар по вопросам внешней политики ЕС Бенита Ферреро-Вальднер направляется в Ливию, чтобы в личной беседе с Каддафи вступиться за приговоренных. Ливия ныне вышла из международной изоляции, в которой находилась в 1999 году, и среди ливийского руководства уже никто не верит в теорию заговора. В ходе секретных контактов предпринимаются попытки найти дипломатическое решение проблемы.

Но все бесполезно. Когда после неоднократных переносов в мае этого года начался новый процесс, прокурор в третий раз потребовал высшей меры для невинных. И вчера суд подтвердил шесть смертных приговоров - люди на улицах ликовали. Для осужденных вновь начинается голгофа апелляций: на этот раз прошения будут подаваться в Верховный суд, высшую судебную инстанцию страны. Те, кто недавно видел осужденных, сомневаются, что у них еще есть моральные силы, чтобы преодолеть очередное испытание.

Но эта игра в убийство, начатая, как и многие другие случаи шантажа Каддафи в отношении Запада, кажется, ускользнула из-под контроля ливийского диктатора. По правде говоря, район Бенгази, где находится госпиталь и откуда родом большая часть маленьких жертв, всегда был неуправляемым и враждебным в отношении режима Каддафи, как в свое время был враждебным в отношении итальянского господства эпохи колониализма. Этот район находится недалеко от границы с Египтом, и оттуда на ливийскую территорию без всякого труда просачиваются боевики различных исламских радикальных организаций, в том числе и "Братьев-мусульман".

Это позволяет понять, почему с самого начала Полковник хотел утвердить тезис о международном заговоре и побуждал к проведению "показательного" процесса. Сегодня можно понять и настойчивость судей довести до конца эту месть, которая направлена не только против "иностранцев", но и превратилась в некую форму давления на центральное правительство. Нет сомнения в том, что дело болгарских медсестер для ливийского режима стало источником серьезных затруднений на международном уровне в тот период, когда Ливия восстанавливает отношения с другими странами, а совсем недавно провела в Триполи важное совещание с участием европейских и африканских министров. В данный момент судьба шести невиновных связана в большей степени не со здравым умом и капризами Каддафи, а с его способностью навязать свою волю непокорному региону, бросив тем самым вызов своим внутренним врагам.

Источник: La Repubblica


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru